Намерение чиновников Минобрнауки изменить правила приема в вузы, введя экзамены по профильным предметам, вызывает как минимум два вопроса: почему так поздно и к чему такая спешка? Другими словами, почему профильные экзамены вводятся только сейчас, причем делается это без согласования с процессом подготовки к ЕГЭ в школе.
В предыдущие годы в министерстве считали, что абитуриентам обязательно нужно сдавать только русский язык в качестве первого экзамена, а вторым обязательным для технических вузов была математика, для гуманитарных — обществознание. Кроме того, когда в правительстве заговорили о необходимости тотальной цифровизации, в списках принимаемых вузами результатов ЕГЭ появилась информатика.
По данным Рособрнадзора, сегодня самыми популярными предметами по выбору на ЕГЭ являются обществознание и информатика, так как их результаты принимают почти все гуманитарные (в том числе педагогические) и технические вузы (результаты обществознания — в гуманитарных вузах, информатики — в технических). Казалось, будущим учителям логично сдавать ЕГЭ по профильному предмету, а будущим инженерам — физику, как сейчас и предлагается министерством.
Однако такой расклад, в случае его принятия, сделает поступление в вуз менее комфортным (если так можно выразиться) и ограничит «универсальность» ЕГЭ: абитуриент сейчас может подать документы в 5 вузов на 5 специальностей в каждый. Существующий «плюрализм» часто преподносится как благо, которое должно снизить стресс у выпускников и повысить их шансы на поступление в вуз. При этом не берется во внимание его «побочное» действие, выражающееся в том, что такое послабление размывает ориентиры, предоставляя абитуриенту возможность выбирать вуз исходя только из полученных оценок ЕГЭ.
В итоге абитуриенты, целенаправленно выбравшие конкретную специальность, рискуют быть вытесненными высокобалльниками, не проходящими по конкурсу в какой-нибудь рейтинговый вуз и поступающими хоть куда-нибудь, но гарантированно. Более того, руководство большинства вузов, заинтересованное в наборе абитуриентов с высокими результатами, само стремится выбрать в качестве вступительного тот предмет, который сдается чаще, а не тот, который более важен для получения специальности.
Как утверждают сегодня в Минобрнауки, изменения в правилах приема нацелены на отбор в вузы «наиболее подготовленных и мотивированных поступающих». По факту же чиновникам приходится бороться с негативными последствиями существующего «плюрализма» в выборе вузов, предоставленного выпускникам. Однако делают они это странным образом — за счет предоставления «плюрализма» вузам.
Вузам предлагается самим выбирать из расширенного перечня предметов тот, который будет установлен в качестве второго вступительного испытания. В министерстве решили, что к математике в большинстве случаев нужно добавить физику. Будут ли вузы делать выбор в ее пользу? Высокорейтинговые будут, в них конкурс выше и есть из кого выбирать. В большинстве же вузов могут оставить этот предмет на выбор абитуриента в качестве третьего испытания, присовокупив его к информатике.
К педвузам в Минобрнауки подошли более последовательно и установили в качестве второго испытания профильный предмет, благо конкурс в них высокий и всегда найдутся абитуриенты, имеющие нужный ЕГЭ. По всей видимости, аналогичные действия не стали применять в отношении к техническим вузам из опасения окончательно сорвать вступительную кампанию, ведь изменения должны вступить в силу уже в 2025 году.
Столь быстрая смена правил «игры», надо полагать, вызвана нехваткой квалифицированных кадров для промышленности, потребность в которой возникла из-за западных санкций. Странным образом, но в данном случае враг помог запустить процесс возрождения отечественной промышленности, однако к этому оказалась не готова наша школа, и крайними, похоже, станут выпускники. Многим из них волей-неволей придется бороться за шанс стать айтишниками, столь любимыми нашим правительством. Оно действует как умеет, а умеет и любит оно заниматься цифровизацией. Как говорится, получилось «как всегда». Выпускники сегодня становятся заложниками развала естественнонаучного образования, который проводился в угоду оголтелой цифровизации и компьютеризации. Политика возрождения интереса к физике школе, конечно, верна, но проводить ее нужно постепенно, с должной подготовкой.