Нововведения и предложения чиновников и депутатов указывают, что есть что-то неладное в области образования, что-то попахивающее возвращением в прошлое, к феодальному укладу. Власть имущие обсуждают сокращение времени обучения в вузах и школах, вводят ускоренное обучение профессиям в колледжах и техникумах. За бортом оказываются прежде всего классические предметы. Взамен им приходят как самостоятельные дисциплины финансовая и функциональная грамотность, вероятность и статистика. Таким образом предметы широкого профиля, формирующие кругозор, замещаются узкоспециальными.
Но если в школе и так изучается математика и физика, зачем их дублировать «финансовой грамотностью», а также «вероятностью и статистикой»? Получается, уровень изучения в школе естественных наук упал настолько, что эти частные темы требуют отдельного изучения, поскольку выпускники школ не в состоянии распределить собственный бюджет на месяц вперед и подвести итоги своим тратам? Неужели нынешние ученики настолько ограниченны, что без предмета «вероятность и статистика» не понимают того, что вероятность исполнения их желаний не 100%?
Конечно, уровень школьного образования упал, это признают практически все. Однако нововведения обосновываются в первую очередь не этим. Например, утверждается, что «финансовая грамотность» нужна для формирования навыков накопления капитала и защиты от мошенничества. Действительно, такого рода преступность процветает, причем под видом вполне легальной коммерческой деятельности. Но если грань между коммерческой и криминальной деятельностью очень зыбкая, то решать проблему необходимо отнюдь не на уровне системы образования — нужны иные меры. Казалось бы, даже известно какие — административно-уголовные, ведь чиновники у нас любят рассуждать о России как о правовом государстве.
Вот только граждане в нём зачастую себя ощущают как Буратино в Поле чудес. Очевидным образом декларации и практика жизни не совпадают. Значит, правильные слова чиновников выполняют роль прикрытия каких-то других целей? Надо полагать, они чрезвычайно важные, если ради них оправдано «опрощение» народа, разворот к устоям, напоминающим темные времена.
Если главная цель верховной власти — сохранить привилегии влиятельным и богатым «феодалам» в обмен на их лояльность, то и граждане ей нужны лишь как ресурс, обеспечивающий условия для «кормления» этой привилегированной группы. В этом случае власть имущие будут относиться к народу лишь как к трудовому ресурсу, который должен проявлять уважение к начальству и послушание. Какое-либо критическое мышление при этом совершенно излишне. Для достижения подобного «идеала» образование должно представлять собой четыре класса ЦПШ (церковно-приходской школы) с последующей 12-часовой ежедневной трудовой практикой у фабрикантов и помещиков. Чтобы совсем как при царях всё было.
Похоже, именно в этом направлении, напоминающем реальность более чем 100-летней давности, мы и движемся. Будет ли верховная власть и дальше опираться на интересы «феодалов» — ключевой вопрос, имеющий судьбоносное для страны значение. Школа в данном случае выступает только как «лакмусовая бумажка», проявляющая систему ценностей власть имущих, но сама по себе, вне русла госполитики, действовать она не может.