Убить мать, чтобы играть. Безобидные игры или способ расчеловечивания?



Такая новость. Вместо похода в школу 15-летний ученик хотел играть в компьютерные игры. В ответ на очередное замечание матери подросток схватил топор и зарубил им родного человека. Через некоторое время после содеянного убийца сам пришел в полицию и сдался.

Эта новость, к сожалению, далеко не первая из череды ей подобных. Таких ужасов становится всё больше. И у этого кошмара есть причина. Хуже того, подобные случаи будут множиться, так как власти взяли курс на затаскивание детей в компьютерные игры, назвав их киберспортом, и уверенно этим курсом идут. Но они не думают, чем эта инициатива оборачивается для психики, особенно — для неокрепшей детской психики.

А новость, описанная выше, ведь отнюдь не случайна. Дело в том, что так работает человеческая психика. Высшее человеческое отключается, когда мозг длительно и настойчиво занят анализом и переработкой информации, которая подается в совершенно несвойственной нормальной природе человека деятельности.

Компьютерные игры — именно такая деятельность. Сконцентрировав все психические функции на одной — сложной, да еще несвойственной человеческой природе — задаче, мозг просто отключает определенные, не нужные для выполнения этой задачи функции и знания.

Когда человек погружен в виртуальную игру, в мозг от зрительных нервов поступают сигналы, что человек, например, бегает, но при этом сигналов от соответствующих бегу мышц не поступает. Возникает разбалансировка: психика начинает путать, что есть реальность, а что — нет.

Поэтому погруженный в виртуальную игру ребенок, внезапно оторванный от компьютерной игры, далеко не сразу понимает, где он, кто он сам и кто люди рядом с ним (и что они вообще люди). Наверняка многие видели совершенно стеклянные глаза детей, внезапно оторвавшихся от экрана.

Хочется сказать и еще одну важную вещь. Есть такое очень верное изречение: «Мы — это то, что мы смотрим, читаем, слушаем». А наши дети, играя в компьютерные игры, смотрят на безнравственность, бездушие, насилие, убийства (зачастую крайне жестокие). Да не просто смотрят на убийства, а сами осуществляют их.

Очень понятно в свете этих знаний, что именно произошло с подростком, убившим свою мать, будучи внезапно оторванным от компьютерной игры. И понятно, почему он сам пришел потом в полицию: когда мозг включился в реальность (что произошло не сразу, а уже после убийства), пришло страшное осознание содеянного.

Что ждет нас впереди при тотальной вовлеченности детей (да с недавних пор ведь аж на государственном уровне!) в компьютерные игры — страшно даже думать. Но придется.

Ведь какой мир мы построим для наших детей — зависит от нас.
 

Татьяна Васильева, психолог-педагог, эксперт РВС.