Проблемы школы, мнимые и реальные

Проблемы образования, в частности школьных экзаменов, продолжают будоражить умы чиновников и депутатов. Самые радикальные из них, горя желанием сберечь здоровье детей, предлагают вовсе отменить ЕГЭ и ОГЭ. Однако более умеренные говорят о необходимости их сохранения по причине того, что экзамены являются для школьников хорошим стимулом к учёбе. По их мнению, необходимо лишь изменение формы проведения ОГЭ и ЕГЭ.

Как ни странно, и те и другие действуют в интересах существующей системы образования. С «умеренными» понятно — они не хотят менять уклад, выстроенный на руинах советской системы образования, они чувствуют себя в нём как рыба в воде.

С «радикалами» не всё так просто. «Защитники детей», предлагая снизить нагрузку на учеников, по большому счету пекутся о комфорте потребителей школьных «услуг», а значит, и о сохранении всё той же сложившейся системы. Это всё равно, что спор «тупоконечников» и «остроконечников». Яйцо (система) при этом остается за скобками спора о путях решения периферийных проблем.

На самом деле главными проблемами в образовании являются содержание учебных программ и роль учителя. Школьные программы усложнены до безобразия, более того — они отбивают интерес к учёбе. Однако обсуждается не это, а необходимость введения дополнительных предметов в угоду политической конъюнктуре: «Уроков о главном» (при этом обсуждается на них далеко не самое актуальное), финансовой грамотности, семьеведения и т.п.

Во всём этом процессе учитель — фигура второстепенная, промежуточная между «заказчиком» образовательных услуг и их «ответственным исполнителем» в лице руководства учебных учреждений. На первом месте — дети и их законные представители. Наиболее «продвинутые» родители уже привыкли «открывать ногой» дверь в школу, понимая, что они «заказывают музыку» в этом заведении. Учителю легче поставить отличные оценки их чадам, чем заниматься их обучением и воспитанием, что чревато нарушением так называемых «прав детей».

Власть имущих вполне устраивало такое положение дел. Электорат в лице родителей доволен и комфортно «потребляет» образовательные услуги, руководство школ выдает отчёты о процессе их оказания и полученных результатах, чиновники обсуждают эти данные, а депутаты выдвигают предложения по их улучшению.

Всё бы хорошо, но вдруг случилась СВО. Стране потребовались специалисты и рабочие, а их в нужном количестве не оказалось. Тут и посыпались различные предложения: сократить время обучения в школе (все пойдут на заводы?), перевести ОГЭ в формат ЕГЭ (видимо, с прицелом отмены 10 и 11 классов?), вообще отменить ОГЭ и ЕГЭ (нет экзаменов — нет проблем с качеством школьного образования?).

Может быть, даже во имя благих целей всё-таки не стоит брать на вооружение первые пришедшие на ум идеи отмены экзаменов и введения ускоренного обучения, тем самым расшатывая и без того дышащую на ладан систему образования, а сосредоточиться на изменении содержания школьных программ и статуса учителя? Возможно, ещё сохранились люди, понимающие, как это должно быть правильно устроено. У государства есть опыт созидания, мобилизации, борьбы с неграмотностью и разрухой, победы в войне. С другой стороны — есть опыт разрушения отечественного с целью устройства жизни по западным лекалам. Казалось бы, в условиях войны с Западом выбор очевиден.

Роман Якин,

эксперт РВС