Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил состав Координационного совета по созданию передовых школ. Появление очередной новости, свидетельствующей о продолжении сворачивания всеобщего качественного образования, не должно удивлять: власти следуют своему плану, намеченному и обновляемому.
В составе Совета знакомые лица, не оставляющие надежд на то, что решения будут приниматься в интересах большинства граждан: сопредседатели вице-премьер Дмитрий Чернышенко и замруководителя администрации президента РФ Максим Орешкин, их заместитель — министр образования Сергей Кравцов.
Подписанное распоряжение — очередное заявление об элитизации школ с понижением качества образования в остальных, вопреки заявлениям чиновников. Достаточно формулировок Минпросвещения в новости об этом документе:
«Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении состава Координационного совета по созданию передовых общеобразовательных организаций, использующих лучшие технологии и методы обучения».
«В передовых школах планируется осуществлять индивидуальный отбор учеников. Предполагается, что эти учебные заведения также будут укомплектованы педагогами и управленцами на конкурсной основе. Кроме того, педагогические работники передовых школ пройдут повышение квалификации».
Совершенно очевидно, что если где-то планируются «лучшие технологии и методы», то в остальных местах будут хуже. Наверняка педагоги, попадающие в такие заведения по конкурсу, будут иметь лучшие условия работы и оплаты.
То есть эти элитные заведения будут как пылесосом вытягивать лучшие кадры из других школ, ухудшая и так низкое качество образования прочих учебных заведений и не давая ему расти. В непередовых школах оптимизация расходов будет продолжаться и нарастать за счет перехода на цифровые уроки.
Понятно, кто будет в первую очередь попадать в передовые школы (тем более что они уже есть в ряде регионов): дети родителей, у которых есть средства и силы на развитие детей с раннего возраста, как правило, вне общеобразовательных учреждений. Насаждаемая мифология о том, что талант человека якобы существует сам по себе и его можно обнаружить в раннем возрасте и раскрывать, не имеет под собой научных обоснований.
Более того, советские ученые показали, что талант можно раскрыть в любом человеке, но это огромная работа, а проявиться этот талант может в любой момент. О том же говорит и мировой опыт: пример Альберта Эйнштейна, которого в школе считали совершенно бесперспективным, — один из самых ярких, но далеко не единственный.
Нам могут возразить, что спецшколы существовали и в СССР. Действительно, они были, но они существовали не в условиях понижения качества обучения в других школах. Советские спецшколы предлагали углубленные курсы по отдельным предметам, но поступить в любой вуз можно было, закончив любую обычную школу, включая сельскую, — и мы знаем массу выдающихся советских деятелей, закончивших самые обычные советские школы.
Советская система в целом выиграла космическую гонку и гонку вооружений именно за счет всеобщей качественной системы образования — и это признали сами американцы, которые были изумлены и напуганы таким рывком СССР. До сих пор мы существуем на базе этого наследия: советская образовательная система не рухнула вдруг в 1991 году, да и многие люди, получившие высшее образование в 1991-м, еще работают.
Поэтому, видимо, многим (включая главу государства) кажется, что разрушение образования не имеет критического значения: вон, даже «Орешник» сами запустили. Это очень опасное заблуждение.
Российским же семьям придется готовиться к новым испытаниям, подсчитывая расходы на образование детей и прикидывая, сколько детей они могут себе позволить в этих новых (хотя и давно прогнозируемых) условиях. Что неминуемо продолжит ухудшать демографию.
Год семьи закончился.