Осторожно, квесты!

Недавно сходил с дочкой в Зоологический музей МГУ, где мы попали на акцию «Всей семьей в музей». До этого случая, скажу я вам, даже не подозревал, что квесты – настолько неприятная штука! Но обо всем по порядку.

В холле музея ребят встречают красочный плакат и веселые молодые люди студенческого возраста, предлагающие детишкам пройти квест. Он состоит в следующем. Детям дается книжечка с заданиями: нужно идти по музею (на полу наклеены лапки, чтобы не сбиться с дороги), находить нужную витрину, на которой тоже наклеена лапка, и выполнять задания. Например, первое задание – измерить длину крокодила в своих шагах и в родительских. Другие примеры: «Какого цвета резцы у бобра?», «Обведите правильное изображение акульей челюсти», и так далее. Толпы детишек носятся по музею, выискивая вожделенную витрину с лапкой!

«Ну, и что тут плохого? – наверняка спросит читатель. – Квесты помогают детям усвоить информацию. Если бы ребенок просто так посмотрел на зубы бобра, он вряд ли бы запомнил, какого они цвета».

Плохо то, что дети вообще не смотрели по сторонам. Им ничего не было интересно, кроме выполнения квеста. Мало того, я пытался несколько раз обратить внимание дочки на любимых животных – куда там! Только квест, только задание. И даже тех животных, которые в квесте «участвуют», рассмотреть, обсудить – некогда! Надо бежать дальше! Только когда всё выполнили, удалось более-менее нормально походить по музею.

 

Я не претендую на сколько-нибудь квалифицированное суждение, но как родителю мне это очень неприятно: вместо посещения музея получилось какое-то действо вроде «нажми на кнопку – получишь результат, и твоя мечта осуществится».

* * *

Очень рекомендую посмотреть документальный фильм «Дети-потребители: коммерциализация детства» (2008). Американские детские психологи рассказывают много интересного о том, как строится коммерция на детях: на их неумении оценивать ситуацию и склонности поддаваться эмоциям.

Более того, в этом фильме на 53-й минуте обсуждается польза свободной нерегулируемой игры («открытой игры»), а также вред, который наносится современными высокотехнологичными играми, где ребенку все меньше и меньше нужно что-то делать самому: в основном, только наблюдать. При этом у детей остается все меньше возможностей упражнять воображение.

Считаю, что сказанное также относится и к квестам. Тебя ведут по заранее предопределенному пути. Закрепляется уверенность в том, что все пути уже кем-то проложены.

Посмотрите, какие игры продаются сейчас! Различные конструкторы вытеснил «LEGO», у которого каждый набор сильно специализирован и не располагает к тому, чтобы собирать что-то свое, не заданное в инструкции. Если зайти в отдел «товаров для детского творчества», можно найти там огромное количество «наборчиков», которые предусматривают чисто механическое выполнение заданного набора операций. Это у нас теперь творчеством зовется?

Я могу ошибаться, но моё родительское чутье подсказывает, что от всего этого не очень хорошо пахнет.

Алексей Лосев, РВС