Педагог как ключевая фигура образовательного процесса

Андрей Дементьев:

«Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!»

 

          Несколько лет назад я, как член Общественной палаты Российской Федерации, принимала участие в форуме, на котором обсуждались в том числе и вопросы образования. Рядом со мной сидела член Общественной палаты, директор одной из гимназий. В ходе слушаний директор гимназии неожиданно обернулась в мою сторону и в ответ на горячие высказывания спикера согнула руку в локте и, сжав мощный кулак и потрясая им, заявила, обращаясь ко мне, видимо, как к представителю не учительского сословия: «Вот вы где у нас все!»

          Меня эта тирада поразила и озадачила, а потом привела к пониманию: «А ведь эта женщина права!» В. А. Сухомлинский говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни… И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Учитель, наставник – главнейший человек после родителей, способный воспитать как Гражданина, патриота своей страны, так и приспособленца, родства не помнящего, способного за материальные блага предать свою Родину.

          К счастью, российские учителя в основной своей массе соответствуют своему высокому предназначению, имеют правильные установки по воспитанию подрастающего поколения.

Полагаю, что Табат Ирина Юрьевна, директор МКОУ «СОШ № 14» имени В. И. Слядневой в своем докладе определила основные воспитательные задачи, которые всегда актуальны, обобщив мнение многих учителей:

«Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

Учить доброте, милосердию, отзывчивости...

Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию, быть патриотом.

Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту».

Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей».

Оскар Пешель, географ и антрополог из Дрездена, чуть позже профессор Лейпцигского университета, современник Бисмарка, еще в 1866 году в редактируемой им газете «Заграница» писал:

«…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Эта цитата впоследствии была перефразирована не раз: "Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники" (фраза приписывается Отто Фон Бисмарку).

Нарком просвещения и первый президент Академии Педагогических Наук РСФСР В. П. Потёмкин в августе 1945 года правомерно отмечал: «Никто не посмеет утверждать, что наша школа не выполнила своей основной воспитательной задачи. Все мы с гордостью сознаём, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы. Советская школа победила фашистскую школу; советский учитель победил немецкого учителя-фашиста».

Мы живем в непростое, переломное время. Нет надежды, что когда-нибудь прекратятся нападки на нашу страну, поэтому сохранить главную фигуру образовательного процесса – педагога, ради будущего России, это задача нашего, еще не списанного со счетов, поколения.

Несмотря на то, что педагог (и воспитатель, и учитель, и наставник) – это главная фигура образовательного процесса, фактически он ничем и никем не защищен на законодательном уровне, оставаясь беззащитным как перед обучающимися и их родителями, так и перед руководством образовательной организации.

          Усилия руководителей Министерства Просвещения, как мне представляется, направлены не на решение конкретных задач по поддержке и укреплению педагогического сообщества, а на оптимизацию образовательного процесса всеми доступными министерству способами, вплоть до замены учителей на искусственный суррогат.

Указом Президента РФ от 27 июня 2022 г. N 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, было постановлено:

«1. Провести в 2023 году в Российской Федерации Год педагога и наставника.

2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника».

Оргкомитет возглавили заместитель председателя правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации Сергей Кириенко, в состав вошли  министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Ксения Разуваева, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и другие.

Первое заседание оргкомитета прошло аж 14 декабря 2022 года. Участники обсудили план мероприятий Года педагога и наставника, тогда как до 27 сентября 2022 года, то есть в 3-месячный срок, президент предписывал план не только обсудить, но и обеспечить его утверждение. В результате, план был утвержден правительством Российской Федерации распоряжением от 18 февраля 2023 г. № 399-р.

Этим же распоряжением федеральным органам исполнительной власти было предписано обеспечить реализацию Плана и разработать ведомственные планы основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника (а год педагога уже начался 01.01.2023 г.).

Организационно-техническое сопровождение мероприятий Плана было возложено на Минпросвещения России.

В I разделе Плана были указаны благие цели: признание особого статуса педагогических работников, осуществляющих в том числе наставническую деятельность.

Поставлены задачи необходимые, но не достаточные: формирование в общественном сознании представлений о важности труда, значимости и особом статусе педагогических работников и наставников; популяризация и повышение престижа педагогических профессий в российском обществе; совершенствование организационных механизмов повышения профессионального уровня, поощрения и распространения опыта лучших педагогических работников и наставников; создание необходимых инструментов привлечения молодежи в педагогическую профессию; развитие института наставничества.

Были запланированы «основные» мероприятия: форумы, конференции, концерты, телешоу, награждения и т. п.

В Разделе 3. Плана «Показатели эффективности реализации мероприятий в рамках проведения в Российской Федерации Года педагога и наставника» значатся следующие показатели:

«1. Увеличено количество позитивных публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях о педагогах и наставниках:

35 тыс. публикаций в средствах массовой информации (в 2022 году – 30 тыс., в 2021 году 28 тыс.);

1 млн публикаций в социальных сетях (в 2022 году 897 тыс., в 2021 году 549 тыс.). (Удивительно, что после проведенных мероприятий педагогов в школах стало еще меньше, и никакая сетевая агитация не спасла учителей от исхода из школ).

2. Увеличено количество поданных абитуриентами заявлений на педагогические специальности на 10% в 2023/24 учебном году по сравнению с 2022/23 учебным годом. (Доподлинно ли знали члены оргкомитета, каков недобор штата в образовательных организациях? Им-то кажется, судя по их выступлениям и публикациям, что в стране вот уж несколько лет как вакансия составляет всего лишь 2% от штатной численности).

3. Повышен уровень удовлетворенности педагогических работников

образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, мерами по снижению бюрократической нагрузки на 20% (по сравнению с 2022 годом). (Провидцы-разработчики Плана мероприятий за два года до случившегося предполагали, что педагоги будут удовлетворены. Действительно, во исполнение Федерального закона аж от 08.08.2024 № 328-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона "Об образовании в РФ" Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.11.2024 № 779"

"Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования" количество требуемых для заполнения педагогами документов было снижено до максимально возможного – 5-6. Несмотря на Приказ, от педагогов повсеместно слышно, что нагрузка не снижается, а увеличивается день ото дня, в том числе в связи с организацией и участием в мероприятиях, не входящих в круг должностных обязанностей педагогов).

4. Сформирована поддержка в обществе развития системы наставничества 

по итогам Года педагога и наставника не менее 40% опрошенных поддерживают (скорее поддерживают). (Откуда может быть получена такая информация, если планом не предусмотрено никаких мониторинговых мероприятий и социологических опросов?) Ссылка на документы.

Между тем, давно перезрела насущная необходимость в усовершенствовании законодательства, регламентирующего деятельность педагогических работников.

К сожалению, в Российской Федерации не принят отдельный закон о статусе педагогических работников, который мог бы поднять профессию педагога на достойную высоту. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации регламентированы Статьей 47. ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

«5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени; (только вот педагоги не могут воспользоваться такой гарантией по причине мизерной зарплаты за одну ставку);

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года; (не указано, что это дополнительное образование должно предоставляться педагогу бесплатно, известны случаи, когда педагоги сами оплачивали курсы повышения квалификации);

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(Федеральным законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. были внесены изменения в пенсионное законодательство, согласно которым, начиная с 2023 года педагогам по выслуге 25-летнего стажа производится отсрочка назначения пенсии на пять лет);

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда; (в нашей стране дети-сироты стоят годами в очереди на получение жилья, сомнительно, что все нуждающиеся в жилье педагоги его получают в принципе, тем более – вне очереди);

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

9. …Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации».

Однако большая часть из перечисленных прав и гарантий носит чисто декларативный характер, а компенсации и выплаты настолько мизерны по современным меркам, что не позволяют педагогу держаться над чертой бедности, если он не занимается репетиторством, не работает на полторы-две ставки, или не является руководителем образовательной организации.

Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, по видам экономической деятельности, утвержденное приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 ноября 2023 г. № 829 под силу оценить немногим. Полагаю, что не всякий преподаватель сможет разобраться в этом архисложном подзаконном акте. Ясно одно: если срочно не изменить систему оплаты труда, мы потеряем педагогов как класс. Качественное бесплатное образование в нашей стране, которым так гордился Советский Союз, рухнет окончательно.

Разноуровневая поддержка (федеральная, региональная, муниципальная) не способствует повышению качества образования на всей территории огромной страны, поскольку федеральные и краевые центры притягивают к себе педагогов из провинции, из дотационных регионов. Из-за опустевших школ в том числе, гибнут сельские территории, малые города.

Заработная плата, гарантии, льготы для педагогов одного уровня, на мой взгляд, должны быть едиными на всей территории Российской Федерации. К окладу, размер которого должен бы составлять не менее двух минимальных размеров оплаты труда, кроме вышеперечисленных доплат, а также доплат за классное руководство, выслугу лет, квалификацию, ученую степень, необходимы доплаты в виде районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним территориях, а также в других регионах с особыми климатическими условиями и чрезвычайной обстановкой, а также в сельской местности.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" постановлено:

  1. «Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе».

          Как же на сегодняшний день исполняется Указ Президента РФ?

          Для примера возьмем сведения по двум субъектам РФ из справочной информации о "Среднемесячной заработной плате в субъектах Российской Федерации", подготовленной специалистами КонсультантПлюс по данным Росстата:

2025 год

Субъект РФ

 январь

 февраль

 март

 апрель

 май

 июнь

 июль

Москва

 156251,4

 159697,4

 188977,7

 180200,8

 168437,1

 177008,3

 178595,5 

Свердловская область

 80713,4

 81782,0 

 85190,4 

 87818,0

 89796,0

   93920   

 87142,7

Ссылка на источник.

Думаю, что за одну ставку ни в Москве, ни в Свердловской области рядовые педагоги таких зарплат не получали и не получают, иначе не было бы оттока из учебных учреждений такого числа педагогических работников.

Так и хочется спросить у власть имущих словами незабвенного Владимира Семёновича: «Где деньги, Зин?». НО …оказывается, всё верно!

Возможно, по статистике средняя заработная плата педагогических работников по стране действительно выросла, но только не в кошельке рядовых педагогов, а на бумаге, и не за счет щедрости Министерства финансов, а за счет пота и крови работников образования. Для исполнения Указа Президента Министерством просвещения РФ и министерствами образования в регионах было сделано «всё необходимое»: оптимизация образовательного процесса, сокращение штатной численности педагогических работников, объединение образовательных организаций, укрупнение классов в школах и групп в колледжах/техникумах. В связи с этим значительно увеличилась нагрузка на педагогов из-за увеличения числа обучающихся, а количество часов при этом сократилось. Таким образом, сократилась и зарплата, почти наполовину. Начался отток кадров из профессии. Ушедших коллег пришлось заменять оставшимися, работающими в две-три смены, на полторы-две ставки. Видимо, поэтому профильные министерства отчитываются наверх о небольших процентах вакансий педагогических ставок на местах? Ставки заняты, господа, выводы сделаны: всего 2% дефицит кадров по стране. В результате, из-за переработок, несправедливости по отношению к самой профессии со стороны общества и государства, у педагогов, имеющих желание и способности к педагогической деятельности, несмотря на любовь к детям и профессии, наступает выгорание.

В усыпляющей бдительность руководства страны статистике всё красиво.

Согласно подпункту «з» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922), действовавшем до 01.09.2025 г.,

«2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся (в том числе):

з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления». 

Из слова в слово этот пункт повторен в новом Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 540 и вступившим в силу с 1 сентября 2025 г. Срок действия документа указан до 1 сентября 2031 года. Без изменения законодательства в сфере образования ожидать изменений к лучшему не приходится.

Целесообразно было бы заинтересованным сторонам образовательного процесса обратиться с предложением к Президенту Российской Федерации о внесении изменений в подпункт «а» пункта 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", дополнив подпункт в соответствующих абзацах после слов «заработной платы» словами «за одну ставку» для исключения искажения смысла Указа, устранения манипуляций со статистикой, что дало бы возможность выполнить в полном объеме требования многострадального майского Указа Президента.

Не менее, чем нищенская заработная плата, требует пристального внимания и отношение общества к педагогическим работникам.

Подпункты 12, 13 пункта 3 ст. 47 ФЗ N 273-ФЗ предусматривают, что педагоги, якобы, имеют:

«12) право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников».

Однако, на сегодняшний день педагогов не то, что перестали ставить на пьедестал, о них буквально вытирают ноги, оскорбляют, унижают, наносят побои, причиняют телесные повреждения и даже убивают.

29.09.25г. в Архангельском техникуме строительства и экономики произошло вооруженное нападение. По предварительным данным, бывший студент, отчисленный из-за плохой успеваемости, с ножом атаковал преподавателей и студентов. В результате происшествия пострадали два человека: преподаватель русского языка и социальный педагог, нападавший задержан;

01.10.2025г. задержан подросток, который намеревался убить учителя биологии.

Пункт 3.1. предусматривает, что

«В целях защиты своих прав педагогические работники самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к обучающимся указанной организации, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов».

Обращаться… С обращениями… И всё, чем и как может защититься педагог? Это - когда на тебя идёт подросток с ножом, а ты не представляешь, как его обезоружить, поскольку никто педагогов этому не учит, а тревожной кнопки у них в классах нет. Да и толку от этой тревожной кнопки, если на вахте сидит женщина/мужчина преклонного возраста, не реагирующий даже на матерящихся подростков в коридоре. Это когда обучающийся выражается нецензурной бранью и срывает урок, а ты не имеешь права даже взять его за шиворот и вывести из класса, поскольку сам он требованиям учителя не подчиняется!    

Статья 352. Трудового кодекса «Способы защиты трудовых прав и свобод» гласит:

«Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав (спасение утопающих…);

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (а они действительно существуют? Тогда почему до настоящего времени не приняли действенных мер по защите прав педагогов?);

судебная защита (да, НО есть ли у педагога, работающего 24/7 время ходить по судебным инстанциям и судиться со своими учениками и их родителями?)..

Уже не раз на полях Общественной палаты обсуждался вопрос о травле и правонарушениях, связанных с причинением телесных повреждений в школе, в том числе и работникам образования, но никаких изменений по улучшению ситуации не происходит, чему свидетельствует ряд происшествий только за последний месяц.

Немалую роль в замалчивании негативных историй педагогами играет и отношение руководителей образовательных организаций к школьным происшествиям. Нарушения дисциплины, правонарушения и преступления не замечаются. Что называется, истории спускаются на тормозах, или же, чтобы не выносить сор из избы, виновными признаются свои же педагоги, как это произошло с учителем из Екатеринбурга, пресекавшим на уроке по факту административное правонарушение подростка, выражавшегося в классе нецензурной бранью. Учитель осужден, должен возместить подростку моральный вред в сумме 120 000 руб. (2,5 зарплаты педагога).

Такому положению в учебных заведениях, к сожалению, в том числе, способствует и действующий подпункт «к» пункта 1 Указа N 597, в соответствии с которым Правительству необходимо:

 «к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;».

Необходимо исключить из подзаконных актов Министерства просвещения нормы о публичном рейтинге образовательных организаций, поскольку образовательные организации не являются учреждениями социального обслуживания, что и закреплено пунктом 17 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ: «образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ».

Оглядываясь на пресловутый рейтинг, педагоги опасаются разглашать информацию о происшествиях в образовательных организациях под угрозой увольнения.

Министерством просвещения РФ издан Приказ от 27.03.2025 N 243 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся". Официальный интернет-портал правовой информации, в котором скрупулёзно прописана процедура привлечения виновного к дисциплинарной ответственности. Однако, есть сомнение в наведении порядка в образовательных организациях с помощью указанного Приказа, поскольку пункт 13 способен нивелировать всю воспитательную работу с подростком, благодаря обязанности уполномоченных лиц принимать решение об отчислении нарушителя с учётом мнения законных представителей, не сумевших воспитать своё чадо к 15 годам:

«13. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учётом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».

В нашем законодательном поле нет ни одной специальной нормы, защищающей педагогов от психического, физического насилия при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, таких, как нормы об ответственности за совершение правонарушений и преступлений в отношении работников полиции, прокуратуры, следственных органов, судей.

Зато есть норма, не способствующая наведению порядка в образовательных организациях.

КоАП РФ Статья 5.57. «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций» гласит:

«1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приёме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации -

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечёт дисквалификацию на срок от одного года до двух лет»..

Каждый ли руководитель наберётся храбрости под угрозой дисквалификации или огромного штрафа (хотя как педагог, должен бы всегда стоять за правду и справедливость), сопротивляться родительскому напору и идти до конца, отстаивая честь организации, если он остаётся один на один с родителями, ищущими свою правду напрямую в Министерстве просвещения, или Управлении образования, поскольку Приказ Министра просвещения РФ о дисциплинарных наказаниях они не читали, а как грамотные потребители знают, что потребитель всегда прав.  В министерствах сидят такие же должностные лица, только рангом повыше, которым также не хочется терять почётное место.

Выходит патовая ситуация, игра в одни ворота. Родители, как участники образовательного процесса, не подлежат какой-либо ответственности, которая бы могла сдерживать их нахрапистое и хамское поведение (естественно, речь идёт не о всех родителях, а о тех, которые не умеют контролировать своё поведение, опускаясь до оскорблений, склок и площадной брани).  Вот и тянут школы и колледжи нерадивых учеников (студентов) и хулиганов, до тех пор, пока такой обучающийся не совершит преступления и тогда уж точно будет исключён из организации, или получит, наконец, среднее образование.

Следует признать, что без кардинальных изменений профессиональной подготовки педагогических кадров, действенной социальной поддержки и пересмотре отношения различных слоев общества к педагогам разных уровней образования, не будет движения к лучшему.

Хорошие примеры отношения к педагогам со стороны государства демонстрируют ближайшие соседи.

В Республике Казахстан 27 декабря 2019 года принят закон №293-VI «О статусе педагога».

При осуществлении педагогом профессиональной деятельности не допускаются привлечение его к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, истребование у него отчётности либо информации, не предусмотренной законодательством Республики Казахстан в области образования; проведение проверок, не предусмотренных законами Республики Казахстан.

Привлечение педагогов государственных организаций среднего образования при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается (ст.6).

Педагог при осуществлении профессиональной деятельности имеет право на защиту от незаконного вмешательства и воспрепятствования со стороны должностных и других лиц; уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей; организационное и материально-техническое обеспечение и создание необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности (ст. 7).

Для исчисления месячной заработной платы педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в государственных организациях образования, устанавливается нормативная учебная нагрузка в неделю: 16 часов - для организаций среднего образования;18 часов: для организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования; для организаций дополнительного образования обучающихся и воспитанников; для специализированных и специальных организаций образования; 24 часа: для дошкольных организаций, предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классов организаций образования; для детских юношеских спортивных организаций образования; 30 часов - для воспитателей интернатных организаций, лагерей отдыха, общежитий организаций технического и профессионального, послесреднего образования; 25 часов - для воспитателей специальных организаций образования и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 8).

Педагогам гарантируются: жилище, в том числе служебное и (или) общежитие; земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.

Педагогам, осуществляющим профессиональную деятельность в сельских населённых пунктах, предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство осуществляется в приоритетном порядке.

Выплачивается пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска.

Важной льготой стало то, что детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства должны предоставляться в первоочередном порядке (ст. 12).

Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога влечёт ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (ст.19).

Согласно части 7-3 Статьи 409. Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях нарушение законодательства Республики Казахстан в области образования, физической культуры и спорта влечёт предупреждение.

7-4. Действие, предусмотренное частью 7-3 настоящей статьи, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф на должностных лиц в размере до ста двадцати месячных расчётных показателей.

Учитель защищён от дополнительных нагрузок со стороны руководства. Введён штраф за привлечение педагогов к несвойственным функциям. В первый раз руководитель может отделаться предупреждением, но если нарушение осуществляется повторно в течение года, то штраф будет исчисляться от двадцати до ста двадцати месячных расчётных показателей, в зависимости от региона.

В Кодексе об административных правонарушениях  предусматриваются санкции также для учеников и их родителей. Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций, влечёт штраф или административный арест (ст.ст. 7-6  -  7-9).

Педагоги также могут быть привлечены к административной ответственности, например, за то, что не сообщили незамедлительно о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе вне организации образования.

При сравнении законодательных норм Российской Федерации в области образования с законодательством Республики Казахстан, становится очевидным, что наличие само по себе аналогичных норм, закрепляющих права и льготы педагогов, останется декларацией без подкрепления их нормами об ответственности за нарушение действующего законодательства в области образования.

Личность педагога подавлена сложившейся ситуацией. Беззащитность со стороны руководства, оскорбительное поведение родителей и учеников, загруженность дополнительными обязанностями и низкая заработная плата создают негативный ореол профессии «учитель». Молодые специалисты покидают учебные заведения, не доработав порой и года, поскольку не чувствуют заинтересованности государства в их труде. Только новая система управления образованием сможет осуществить необходимые изменения в образовании. Это потребует значительных материальных и кадровых вложений в создание новой, или восстановление советской системы воспроизводства и распределения педагогических кадров.

Учёба в образовательной организации должна стать привилегией, а не проходным местом для развлечения и времяпрепровождения. Образовательным процессом должны руководить высококвалифицированные педагоги, пришедшие в профессию по призванию, а не эффективные менеджеры.

Подводя итог, считаю, что в Российской Федерации необходимо принимать Федеральный закон «О статусе педагога», приравнивать педагога к государственным гражданским служащим, как лиц, выполняющих первостепенную задачу – обучение и воспитание граждан Российской Федерации.

эксперт РВС,
юрист,
судья в почетной отставке
Людмила Виноградова