Информационная безопасность детей

 «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) приняло участие 11 декабря 2015 года в ХI МЕЖДУНАРОДНОМ ФОРУМЕ «СВЯТО-ТИХОНОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ» «…ГДЕ ДУХ ГОСПОДЕНЬ, ТАМ СВОБОДА» (2 КОР. 3:17)

 

 

Информационная безопасность детей

 

Доклад  Наталии Геннадьевны Пыркиной

Важность информации для человека как духовной пищи. Опасности Всемирной паутины — Интернета.

В прошлом году Общественная организация «Родительское Всероссийское Сопротивление» выпустила брошюру «Информационная безопасность детей». Пожалуй, это одно из немногих изданий, где кратко, лаконично говорится о том, как уберечь детей от опасностей виртуального мира.

«Потребность в информации, — говорится в брошюре, — является одной из базовых потребностей человека. И не менее важна, чем любая физиологическая потребность — еда, сон, тепло и др» [3, с. 2].

В психологии существует такое понятие как «сенсорная депривация», что в переводе означает «лишение ощущений».

Вот что пишет по этому поводу в своем учебнике «Информационно-психологическая война» Анна Евгеньевна Кудинова: «То, что испытывает человек, изолированный от ощущений, называется сенсорным голодом. Сенсорный голод — это голод по информации, поступающей в наш мозг благодаря органам чувств. То есть голод по зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым ощущениям» [4, с. 6].

Многочисленные исследования выявили негативное воздействие сенсорного голода на психику человека. На первой фазе экспериментов отсутствие информации порождает очень яркие образы. На второй — у человека портится настроение. Потом возникает заторможенность, депрессия, апатия. Через какое-то короткое время приходит эйфория, раздражительность. Появляются проблемы с памятью, со сном, с мышлением. Психика, подвергнутая длительному информационному голоду, оказывается разрушенной.

«…почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? — так ставится вопрос в брошюре «Родительского Всероссийского Сопротивления», — <…> …можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. <…> Недаром говорят: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести» [4, с. 2].

Информацию необходимо фильтровать. Не всякий взрослый справляется с этой задачей, а ребенок — тем более, потому что еще не сформировался нравственный стержень, фундамент, который помог бы ему справиться с потоком информации.

Итак, ребенок нуждается в информационной защите.

В своем выступлении на Международном съезде православной молодежи в Москве 18 ноября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, в частности: «…хотел бы призвать нашу молодежь уметь различать духов (см. 1 Кор 12:10). Это очень непросто, но без этого нельзя, потому что диавол рядится в одежду ангела светлого, и трудно различить этого диавола. Он мимикрирует, имитируя стремление к правде, к благородству, особенно — к свободе, к тем идеям, которые близки человеческому сердцу. В самом деле, ну кто против свободы? Спросите любого человека на улице: ты за свободу? За свободу! Но если под видом свободы, в обертке свободы вам подается сильно отравленный продукт, то, будучи привлеченным этой оберткой, можно с легкостью этот продукт проглотить и отравиться. Смертельно опасная отрава» [5].

Необходимо критическое отношение к информации — к этому призывает нас Святейший Патриарх, к этому призывают и врачи, психологи, педагоги и т.д.

Раньше родители могли контролировать информационное пространство детей, их общение в детском саду, в школе, в спортивных секциях, в пионерской организации — эти структуры плохому не научат. Смотрели одни фильмы, читали книги. Общались, обсуждались. И авторитет родителей был на высоте.

С появлением Интернета, который пришел в каждый дом, контролировать общение детей стало очень трудно, а с использованием мобильного Интернета — тем более. Родительский авторитет снижен или вовсе отсутствует. Это — опасность номер один. Опасность № 2 — субкультуры, экстремизм, секты. Об этом подробно говорится в брошюре «Родительского Всероссийского Сопротивления»: «Депрессивные, опасные субкультуры всегда радикально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кстати, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуальность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты» [3, с. 7]. Здесь подробно рассматриваются такие субкультуры как готическая, анимэ и анимешники, панки, неформалы, рэперы, эмо и другие. Как тут не вспомнить последнюю Книгу Священного Писания — Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис): «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр; Апок. 9:3—4). Вот в каких словах выразил апостол Иоанн Богослов то, что угрожает людям, человечеству: «престол сатаны» (Откр; Апок 2:13), «глубины сатанинские» (Откр; Апок. 2:24), «сатанинское сборище» (Откр; Апо.к 3:9).

Воистину глубины сатанинские захватывают в полон наших детей. «…к сожалению, родительская бдительность спит, — с тревогой говорится в нашей брошюре. — Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром» [3, с. 6].

Такое спокойствие родителей губительно. Ориентация лишь на внешнее благополучие закрывает им глаза на тот страшный мир, в котором пребывает их ребенок. И мы снова цитируем Иоанна Богослова: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател, и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр; Апок. 3:17).

Патриарх наш говорил, выступая перед молодежью: «И это погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем по сути не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети. Живого общения нет, интереса к нему нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес» [5].

Опасностью № 3 в нашей брошюре названы социальные сети, сайты знакомств и интернет-общение. Об этом говорил и наш Патриарх: «Иногда, заглянув в глаза человека, видишь светлый, мирный взгляд, чистую душу, а иногда — бесовский огонь. Но разве эту чистую душу почувствуешь в интернете, даже если там твой собеседник очень красиво рассуждает о чистоте души? А разве дьявольский огонь увидишь, если перед тобой только фотографии или текст?» [5].

И снова — слова Патриарха, обращенные к молодежи: «…можно назвать три проблемы: первая — это информация и ее влияние, второе — это стремление к удовольствиям, и третья — это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество. Три этих фактора сегодня определяют профиль современного общества и нередко — современного молодого человека». И здесь Патриарх делает очень важное пояснение: «Речь идет не о предметах, а о мировоззрении» [5].

Опасностью № 4 в нашей брошюре названы мультимедиа: музыка, видеоролики, фильмы. А опасностью № 5 — онлайн-игры, игромания. Об этом довольно много сейчас пишут, но борьба с такими страшными явлениями находится в столь же печальном состоянии, как и борьба с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением.

«Под угрозой — психика ребенка, его образ мышления, его жизненные ценности. Одним словом, под угрозой то, что делает человека человеком» [3, с. 18].

В нашей брошюре даны конкретные рекомендации, как можно защитить детей от вредного влияния глобальной сети: ограничение доступа при помощи программ родительского контроля, блокировка рекламы на сайтах, вообще необходимость поставить пользование компьютером под контроль, направлять энергию ребенка в правильное русло, быть с ним в одном информационном пространстве. В Приложении опубликованы технические советы, но для их выполнения родители должны сами достаточно хорошо освоить компьютер.

Труд души — это изымается у человека, погруженного в виртуальный мир. Вот почему мне хотелось бы закончить свое выступление стихотворением Николая Заболоцкого, которое поэт написал в 1958-м году [2, с. 281]:

 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

 

Литература:

1. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

2. Заболоцкий Н.А. Стихотворения/Сост. Н.Н. Заболоцкий; Вступ. статья И.И. Ростовцевой. — М.: Советская Россия, 1985. —304 с., 1 л. портр. — (Поэтическая Россия).

3. Информационная безопасность детей: брошюра //Родительское Всероссийское Сопротивление. — 31 с.

4. Кудинова А.Е. Информационно-психологическая война/ А.Е. Кудинова. — М.: МОФ ЭТЦ, 2013. — 384 с. :илл.

5. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве 18 ноября 2014 г. —

URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3845271.html

Ключевые слова: Информационная безопасность, дети и Интернет, Патриарх и молодежь, сенсорная депривация.

 

Information security of children

The importance of information to a person is like spiritual food. Danger world wide web — the Internet. [Якорь] Key words: Information security, children and the Internet, Patriarch and youth, sensory deprivation.

 

Чтения организованы Липецкой епархией Русской Православной Церкви и управлением внутренней политики Липецкой области при содействии:

– Липецкого государственного педагогического университета;

– Липецкого государственного технического университета;

– Липецкого областного института развития образования.

Почетный Председатель Свято-Тихоновских Образовательных Чтений  Митрополит Липецкий и Задонский Никон.