20 апреля Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский встретился с советом Гражданской ассамблеи Красноярского края.
Информация о встрече: на официальном портале, на сайте ассамблеи, видео телеканала «Енисей».
Как сообщается на официальном сайте, «В ходе обсуждения были подняты проблемы из различных областей общественной жизни: механизмы воплощения гражданских инициатив, низкая культура самоорганизации и территориального самоуправления, общественный контроль деятельности естественных монополий, трудности социализации детей-сирот и развитие семейных форм воспитания, проблемы экологии города Красноярска и компенсаторные посадки деревьев, взаимодействие муниципальных властей с обществом. По итогам встречи глава края сформулировал ряд поручений краевым министерствам и ведомствам с целью более детальной проработки всех поднятых проблем и поиска оптимального решения по каждой них, а также назначил несколько совещаний и личных встреч».
Из телевизионного сюжета.
АЛЕКСЕЙ МЕНЩИКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АССАМБЛЕИ КРАЯ: «Было задано 10 вопросов из разных сфер общественной жизни. Можно сказать много, можно сказать мало, потому что эти десять вопросов получили десять обстоятельных ответов. И на все эти десять вопросов были даны десять поручений органам исполнительной власти.
... По всем вопросам губернатор края Виктор Толоконский поручил тщательно проанализировать ситуацию и подготовить распоряжения, чтобы в ближайшее время решить особо острые и насущные проблемы, которые волнуют представителей общественных организаций».
Одним из 10 вопросов, озвученных губернатору, был вопрос о бэби-боксах.
Председателем палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи Красноярского края Александром Седельниковым были доложены результаты изучения ситуации совместной рабочей группой Гражданской ассамблеи, Общественного совета по защите прав ребенка и Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, инициированной Красноярским отделением «Родительского Всероссийского Сопротивления». Рабочая группа пришла к мнению о недопустимости установки бэби-боксов и о разрушительности самой их идеи для общества, а также о недопустимости манипуляций, к которым прибегают лоббисты проекта закона о легализации бэби-боксов.
Губернатор также был проинформирован о «дефиците законодательной регламентации» и о наличии в крае желающих воспользоваться этим для установки бэби-боксов.
Отвечая на данное обращение Виктор Толоконский озвучил свою позицию против бэби боксов и публично поручил руководителю своей администрации выработать меры по недопущению их установки на территории Красноярского края.
Переданные Губернатору рабочей группой документы
-
Результаты общественного обсуждения проекта Федерального закона № 964592-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»»
Губернатору Красноярского края
ТОЛОКОНСКОМУ В.А.
Уважаемый Виктор Александрович!
По итогам организованного 05 апреля 2016 года общественной палатой по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи Красноярского края общественного обсуждения проекта Федерального закона № 964592-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», который продвигает возможность законодательного обеспечения бесконтрольной анонимной передачи детей до шестимесячного возраста в «специализированные места» (так называемые «детские боксы» или «бэби-боксы»), инициативно устанавливаемые в различных, в том числе, в негосударственных организациях, без надлежащего государственного контроля, подавляющее большинство участников проведенного общественного обсуждения констатировало:
1. В настоящее время имеет место дефицит законодательной регламентации использования так называемых «детских боксов», что открывает фактически и юридически достаточно широкие возможности для инициаторов использования «детских боксов» вопреки широкому общественному мнению бесконтрольно (без медицинской лицензии и без согласования с органами опеки и попечительства) закупать, устанавливать и использовать такие сложные «медицинские аппараты» в целях приема анонимно подкидываемых новорожденных детей с непредсказуемыми последствиями таких действий.
2. Как подтверждает опыт некоторых субъектов РФ (Московская область, Ставропольский край и др.) инициаторам достаточно внеправовым образом согласовать свою инициативу по установке «детских боксов» с первыми лицами исполнительной ветви государственной власти или органов местного самоуправления для придания видимости легитимности своей деятельности по приемке подкинутых анонимно новорожденных детей по технологии «бэби-боксов».
3. Инициаторы установки «детских боксов» (в лице представителей некоторых общественных и некоммерческих организаций Красноярского края и г. Красноярска) в ходе общественных обсуждений 05 апреля 2016 года высказались солидарно с большинством противников идеи «детских боксов» против законодательной регламентации использования и установки этих «детских боксов», поскольку это создает им (инициаторам использования) более благоприятные условия внеправовых согласований с государственными или муниципальными органами управления использования «детских боксов» в пропагандистских, рекламных, а, возможно, и в иных, более общественно опасных целях, включая цели криминального характера (торговля детьми, торговля органами детей и т.п.).
Просим Вас на период отсутствия федеральной законодательной регламентации установки и использования так называемых «детских боксов» сформулировать четкую региональную политику и достаточную нормативную правовую базу, направленную на недопущение на территории всех муниципальных образований Красноярского края инициативного приобретения, установки и эксплуатации «детских боксов» негосударственными некоммерческими организациями и общественными объединениями по внеправовой процедуре согласования с органами исполнительной власти или местного самоуправления.
Другие рекомендации, принятые участниками общественного обсуждения от 05 апреля 2016 года проблематики «детских боксов» против предложенного федерального законопроекта, будут направлены в соответствующие законодательные, исполнительные органы власти, в органы местного самоуправления, в правоохранительные органы, в Общественную палату РФ и в общественные объединения Красноярского края.
Председатель общественной палаты
по образованию и просвещению,
член Совета Гражданской ассамблеи
Красноярского края
А.А. Седельников
20 апреля 2016 г.
2) Рекомендации рабочей группы по результатам общественного обсуждения проекта Федерального закона № 964592-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»»
Гражданская ассамблея Красноярского края
Общественная палата по образованию и просвещению
РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам проведения общественного обсуждения
«Федеральные законопроекты «О профилактике семейно-бытового насилия» и о легализации так называемых «бэби-боксов» – шаг в правильном направлении или «троянский конь» ювенальных технологий?»
г. Красноярск 05 апреля 2016 г.
Настоящие рекомендации подготовлены на основании:
– результатов общественного обсуждения данных законопроектов, проведенного Гражданской ассамблеей Красноярского края 5 апреля 2016 г.;
– анализа предлагаемых законопроектов (в рамках подготовки общественного обсуждения) совместной рабочей группой Гражданской ассамблеи и краевого общественного Совета по защите прав ребёнка, под председательством Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае Ирины Юльевны Мирошниковой
с учетом:
– результатов и рекомендаций круглого стола «Защита прав новорожденного ребёнка на жизнь и охрану здоровья: проблемы, задачи и опыт их решения», проведенного в Общественной палате РФ 21 марта 2016 г. Уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ Павлом Астаховым по инициативе родительской общественности (состав участников: региональные уполномоченные по правам ребенка, представители ведомств, правоведы, психологи и психиатры, криминологи, специалисты по профилактике отказов, представители общественных организаций и Церкви);
– официальной позиции Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в отношении дискуссий по т.н. «бэби-боксам».
1.
Поводом для рассмотрения законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия» послужила инициатива председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) М. А. Федотова 01.10.2015 г., попросившего Президента внести данный законопроект в Госдуму.
В отношении законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», участники обсуждения и эксперты пришли к выводу о том, что:
– тема насилия существует в обществе и представляет реальную угрозу детскому благополучию;
– тщательный юридический анализ норм рассматриваемого законопроекта позволяет сделать вывод о том, что законопроект не имеет отношения к профилактике насилия, а, напротив, дает возможность вмешиваться в семейные отношения неограниченному кругу лиц, включая международные организации, ставя под угрозу любую семью;
– предлагаемые авторами законопроекта технологии стирают различия между реальным насилием и мерами воспитательного воздействия на ребенка со стороны взрослых. Это противоречит одному из важнейших принципов государственной семейной политики, закрепленному в Концепции государственной семейной политики, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618р, о презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав.
С учетом того, что в настоящее время данный законопроект не находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ и, вероятно, дальнейшего продвижения не получит, считаем пока преждевременным направлять развернутые оценки и рекомендации по нему в соответствующие структуры.
2.
Необходимость рассмотрения вопроса по «бэби-боксам» возникла в связи с:
– внесением 25 декабря 2015 года в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона № 964592-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», который продвигает возможность бесконтрольной анонимной передачи в «специализированные места» («детские боксы»), устанавливаемые в различных организациях, детей до шестимесячного возраста;
– письмом Общественной палаты РФ от 03.03.2016 на имя руководителей общественных палат субъектов РФ с просьбой дать оценку предлагаемому законопроекту;
– настойчивым «вбрасыванием» идеи «бэби-боксов» в общественное мнение и в законодательное пространство, разжиганием вокруг так называемых «бэби-боксов» общественного ажиотажа и информационных манипуляций.
Проанализировав, обобщив и учтя результаты общественного обсуждения 05.04.2016 г. в Красноярске и аналогичного обсуждения 21.03.2016 г. в Общественной палате РФ, мнения экспертов, мнение Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае, решения Краевого общественного совета по защите прав ребенка и позицию РПЦ, рабочая группа общественной палаты по образованию и просвещению Гражданской ассамблеи Красноярского края пришла к следующим выводам:
1. Смысл законопроекта выходит за рамки декларированной цели заботы о спасении новорожденных, так как законопроект позволяет приносить и оставлять не только новорожденных и не только своих детей.
2. Сама идея предоставить родителям возможность анонимного оставления ребёнка в ящиках для «ненужных детей», противоречит нравственности, Конституции РФ, федеральным законам и иным подзаконным актам в этой сфере регламентации. Идея «бэби боксов» противоречит семейной политике Российской Федерации по укреплению семьи и традиционных семейных ценностей, создает условия для нарушения прав детей, а также – правомерно предположить – будет способствовать росту преступности. Для участников обсуждений и экспертов очевидно, что идея оставления детей в ящиках – это, фактически, шаг к расчеловечиванию и оставляемых детей, и участников этих процессов и процедур, и общества в целом.
3. Идея «бэби-боксов» (и предлагаемый законопроект) не решает продекларированную задачу предупреждения убийства новорожденного ребенка его матерью (ст. 106 УК РФ), поскольку анализ совершенных преступлений свидетельствует о том, что побудительной причиной аналогичных преступлений являются, прежде всего, нежелание воспитывать ребенка, боязнь огласки нежелательных родов. Состояние женщины, готовой на убийство ребёнка – это не то состояние, в котором относят ребенка в «бэби-бокс». В «бэби-боксы» детей несут не матери-убийцы, а женщины, находящиеся в отчаянии или в субъективно переживаемом, но не в реальном положении отчаяния, помочь которым из-за анонимности отказа становится невозможно.
4. Острота проблемы убийств новорождённых неуклонно снижается благодаря предпринимаемым в регионах традиционным и апробированным методам профилактики отказов от детей и социальной поддержки материнства. При этом профилактика отказов от новорожденных позволяет предотвратить до 50% такого рода отказов.
5. Установка «бэби-боксов» провоцирует отказы от новорождённых.
6. Идея бесконтрольного анонимного оставления детей удобна не для заявленной цели, а для различных «обходных» схем обеспечения спроса на детей, включая криминальные во всех возможных направлениях криминального использования новорожденных. Известны случаи, когда младенцев оставляли в «бэби-боксе» без ведома самой матери (родственники с целью избавления от нежелательного будущего наследника, психически нездоровые родственники и т.п.) В частности, заинтересованность отдельных учреждений в «бэби-боксах» может быть вызвана спросом на новорожденных детей со стороны потенциальных усыновителей, «рабовладельцев», специалистов в области трансплантации внутренних органов и др.
7. «Бэби-боксы» ведут также к серьезным нарушениям прав самого ребенка, а также прав его родителей. Ребенок, оставленный в анонимном ящике, лишается возможности в будущем узнать о своих родителях, историю своей семьи. Что еще более существенно, в большинстве случаев мать оставляет своего новорожденного ребенка в «бэби-боксе» без согласия и без ведома его отца (который мог бы хотеть самостоятельно воспитывать ребенка, если этого не желает мать), иными словами отец и ребенок насильственно разлучаются при этом друг с другом.
8. Действующее законодательство РФ позволяет родителям, не желающим воспитывать своих детей, оставить их в детских учреждениях (с последующим лишением родительских прав). При таком оставлении гарантирован контроль за дальнейшей судьбой ребенка, ему сразу же может быть оказана необходимая медицинская помощь, минимизируются риски его похищения или совершения в отношении него преступлений. В зарубежной практике известны случаи получения детьми тяжелых повреждений, а также их смерти в результате переохлаждения за время нахождения в «бэби-боксах».
9. Практически невозможно создать юридические процедуры, полностью защищающие ребенка, оставляемого в «бэби-боксе», от преступных посягательств, в том числе от его фактического похищения, от возможности стать жертвой преступников, торгующих детьми и т.п. Именно в связи со всем этим против анонимных ящиков для оставления детей неоднократно выступали Комитет ООН по правам ребенка, Европейский суд по правам человека, однозначно отрицательно оценивает их Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахов.
10. Сегодня в России отказ от своего ребенка считается аморальным и неприемлемым. При этом «бэби-боксы» позволяют снять остатки стыда за отказ от ребенка и приблизить такой отказ к норме. Возможность оставить ребенка без стыда за это – цель существования таких анонимных ящиков. Таким образом, они помогают женщине перешагнуть свой стыд, тайно сделать то, что явно сделать стыдно – отказаться от своего ребенка. Однако уничтожение стыда за дурные поступки, как правило, ведет вовсе не к уменьшению их числа, а наоборот – к их существенному росту. То, что становится не стыдно делать анонимно, вскоре без стыда начинает совершаться и публично. Использование «бэби-боксов», снимая стыд за оставление детей, может привести к существенному росту числа детей-«отказников» в России (не только оставляемых в анонимных ящиках, но и публично бросаемых родителями).
11. Анонимность, если во имя её соблюдения у «бэби-боксов» (называемых часто «окнами жизни») будут отсутствовать камеры наблюдения, может привести к последствиям не только криминального, но и террористического характера.
Особую озабоченность и недоумение вызывают действия активных лоббистов рассматриваемого проекта закона, в том числе и в Общественной палате РФ, не нашедшей нужным в течение года прислушаться к аргументированному мнению независимых экспертов и родительских организаций, выступавших против «бэби-боксов». В результате обществу в последнее время упорно навязывалась через СМИ ложная однобокая картина в пользу законопроекта о «бэби-боксах».
Андрей Никитин, РВС.