В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ПЕРЕШЛИ НА АМЕРИКАНСКУЮ СИСТЕМУ ОЦЕНОК

Средняя общеобразовательная школа в поселке Урдома Архангельской области перешла на нестандартную систему оценивания знаний. Вместо привычных «пятерок», «четверок», «троек» и «двоек» в ней применяются буквы английского алфавита. Оценка А эквивалентна «пятерке», В – «четверке», С – «тройке».

Оказывается, на эту систему руководству школы пришлось перейти из-за требований Министерства образования РФ. С родителями учащихся данный переход даже не обсуждался.

Однако, согласно новым утвержденным ФГОС РФ, теперь каждая школа вправе сама устанавливать свою внутреннюю систему ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

Далеко не все родители с этим школьным нововведением согласны.

Отменить «американскую» систему оценки еще с января этого года пытается мама одной из учениц. Она отправляла обращения в правительство Архангельской области, местное министерство образования, главе района, в прокуратуру, депутатам, в федеральные органы власти, «детскому защитнику» Павлу Астахову и президенту. Безрезультатно.

Областной минобр разъяснил женщине, что установление системы оценивания входит в полномочия школы, поэтому вмешательство профильного ведомства здесь неуместно.

«У минобранауки нет законных оснований для проведения проверок в отношении 1-3-х, 5-7-х, 9-11х классов. Жалоб и обращений от родителей по вопросам организации образовательного процесса, в том числе качества образования, осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации, не поступало. По вопросу изменения системы оценивания: федеральным законом об образовании дано право осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации, установления форм, периодичности и порядка проведения образовательной деятельности, в том числе Удромской СОШ. Таким образом, минобрнауки АО не вправе отменить установленную буквенную систему оценок, минобрнауки АО рекомендовало директору изучить мнение по данному вопросу всех участников образовательного процесса и по результатам опроса продолжить или отменить использование буквенной системы оценок», – сказано в ответе областного минобра. http://www.nakanune.ru/news/2016/6/2/22437806/

Немного истории. Первые документальные свидетельства о полной буквенной системе оценивания школьных знаний относятся к расположенному в штате Массачусетс Mount Holyoke College и датируются 1897 годом.

A — отлично (95 — 100%)

В — хорошо (85 — 94%)

С — удовлетворительно (76 — 84%)

D — едва сдал (75%)

Е — не сдал (ниже 75%)

Как видим, проценты свидетельствуют о принятых в те времена более строгих порядках. Годом позднее аналогичную (но еще более строгую) систему приняла школа Mount Holyoke (В — 90 — 94%, С — 85 — 89%, D — 80 — 84%, Е — 75 — 79%), добавив F (ниже 75%). http://evreimir.com/9377/

По словам директора Урдомской школы Владимира Додонова, переход на новую систему оценивания – скорее вынужденная мера.

Директор подчеркивает, что в требованиях ФГОС есть несколько пунктов по вопросам оценки. Первый – оценка должна быть критериальной. А распространенная пятибалльная система не имеет таких четких критериев. Потому что оценка выставляется комплексно за всю работу, обзорно. По некоторым предметам – по русскому, математике – применяется количественный подход. Например, в русском языке оценка выставляется по количеству допущенных ошибок – пунктуационных, грамматических и орфографических. Это, конечно, критерии, но их только три. По математике тоже используется количественный, а не критериальный подход: оценка ставится по количеству правильно выполненных заданий. При этом не всегда четко соотносится уровень заданий: они могут быть простыми, базовыми, и учащийся, решив все задания, получит оценку «пять», хотя на самом деле он выполнил задания на оценку «три».

http://www.nakanune.ru/news/2016/6/2/22437806/

Другими словами, директор дает понять, что если, например, задание по географии ученик выполнил, допустив неточности в названиях, терминах, датах, и т. д. по теме, но при этом все написано без ошибок, с точки зрения пунктуации и орфографии, то это уже оценка «С» – удовлетворительно. Один из критериев выбран!!?

Бесспорно, что на конкретных школьных предметах педагогам нужно оценивать знания учащихся по тематике данного предмета: по русскому языку – орфографию, пунктуацию и правильность построения предложений; по математике – умение считать, логически мыслить и решать задачи разного уровня, по истории – знание сущности исторических периодов, дат, причин смены той или иной власти и т. д.

Например, разве можно подходить с критериальной буквенной оценкой к самостоятельной работе ученика на уроке биологии, где с точки зрения точности нет ни одного верно изложенного понятия или факта, но все написано без ошибок с точки зрения русского языка??? Да хоть пять страниц пустой, безошибочной писанины, но поставленная задача не выполнена – это «2»!!!

Я уже не говорю о том, что в обязательном ЕГЭ и ОГЭ используется только 5-балльная шкала оценок. И как быть с возникающими вопросами при переходе ученика из одной школы в другую (с буквенной системы на 5-балльную)?

Здесь нужно подчеркнуть, что именно реакция большинства РОДИТЕЛЕЙ играет главную роль: какую систему оценки знаний учащихся изберут в школе.

Считаю, что в нашей стране традиционная 5-балльная система оценивания знаний в учебных заведениях вполне приемлема, уместна и эффективна!

 

Анита Северная, РВС.