В стратегическом, идеологическом и политическом смысле источником ювенального подхода к семье являются современные европейские страны. Оттуда же исходят инициативы по продвижению ювенальных технологий в Россию, которые уже закреплены в российских правительственных документах. Одним из таких документов, позволяющих внедрять ювенальную юстицию в нашей стране, является «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» (далее – Стратегия), принятая 1 июня 2012 г.
Представляя подготовленный документ Президенту, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула: «Совет Европы очень настоятельно рекомендует принятие таких стратегий».
В названии Стратегии есть слова «действия в интересах детей». Действия государства в интересах детей можно только приветствовать, однако наивно полагать, будто под маской этих красивых слов не может скрываться нечто зловещее. В Стратегии есть и прямое указание на ювенальную юстицию, и положения, которые могут быть использованы лоббистами ювенальной юстиции по западному образцу.
Среди задач, обозначенных в документе, – введение в действие существующих международных стандартов защиты прав и интересов детей. Именно в соответствии с этими стандартами Стратегией прописано создание «Системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия» (раздел VI).
В Стратегии заявлен тезис, что проблема насилия над детьми является одной из самых опасных, и что значительная часть такого насилия совершается в семье. Это положение и определяет действия властей по реализации стратегии. Не случайно чиновники расширяют контроль над семьями, демонизируют родителей и увеличивают возможности вмешательства в семью. Именно благодаря этому положению в последней редакции УК РФ родители уже приравнены к тем, кто действует по мотивам вражды и ненависти.
А между тем тезис о «значительности» количества насильственных преступлений над детьми в семье опасен. С 2009 до 2013 количество подвергшихся семейному насилию детей выросло с 4122 до 5423, и это, конечно, очень много. Однако удельный вес родительского насилия ежегодно составлял лишь от 6% до 11,6%, то есть на долю неродительского насилия приходилось от 94% до 88%. Это означает, что несемейное насилие представляет собой куда большую проблему и для детей, и для общества. В семье дети защищены больше, чем где-либо. Но положение о семейном насилии направляет действия по профилактике насилия в семью, тогда как основное насилие совершается над детьми вне семьи. При этом «меры профилактики» в виде телефонов доверия или «закона о шлепках» способны разрушить семью, поставив тем самым ребенка в более опасные условия.
С точки зрения идеологов Стратегии, нет никакой разницы между родной семьей и приемной. В стратегии прописана отмена тайны усыновления, а в одном из принципов стратегии – принципе права ребенка проживать в семье – не указано, что это право касается родной семьи. Приоритет воспитания ребенка в родной семье в данном документе не является первоочередным, он указан лишь мимоходом, в одном из пунктов, в котором говорится о профилактике семейного неблагополучия.
В подписанном документе много спорных пунктов, по которым нужно было бы проводить обсуждение. Например, спорным пунктом является правовое просвещение ребенка. Уже сейчас в реализацию просвещения ребенка о праве жаловаться на родителей вливаются большие деньги, телефоны доверия пропагандируются в школах и библиотеках. Такая широкая пропаганда способствует настраиванию детей против родителей, уменьшает их авторитет и усложняет процесс воспитания.
Некоторые положения Стратегии выглядят красиво, но на самом деле, благодаря своей формулировке, могут стать проводником опасных инициатив. Например, пункт о развитии клиник, дружественных детям, означает, что подростков смогут лечить, не ставя в известность родителей, – это будет провоцировать подростков на безответственное поведение. А формулировку «реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни» можно использовать для оправдания информирования ребенка о существовании не двух, а пяти полов, а также для пропаганды половых извращений. Положение о партнерстве во имя ребенка также звучит красиво. Но оно означает, что в отношения между государством и детьми смогут вмешиваться бизнес-структуры. А бизнес, ориентированный на перемещение детей из семьи в семью, заинтересован именно в таком перемещении, а не в сохранении и укреплении семьи.
В рамках Стратегии семья считается опасным местом для ребенка, которому некуда деться от родителей. Применение заявленных в стратегическом документе ювенальных подходов привело к тому, что многие ни в чем не виноватые семьи оказались под прессингом опеки, а дети необоснованно были переданы от родных родителей в «замещающие» семьи. Очевидно, что традиционные семейные отношения в России не могут быть реализованы в условиях данной национальной стратегии.
Еще одним спорным пунктом является создание ювенальных судов – «дружественного» детям правосудия. В нашей стране уже несколько лет действуют ювенальные суды в пилотных регионах. Особенностью ювенальных судов является их направленность на обеспечение интересов ребенка, приоритет восстановительного подхода, наличие служб примирения и т. д. Считается, что для обеспечения интересов ребенка-правонарушителя цели пресечения и наказания должны уступать место реабилитации и восстановительным (исправительным) целям.
Отчеты о результатах действия ювенальных судов, их влиянии на динамику детской и взрослой преступности нигде не публикуются. Один из пилотных регионов – Пермский край, где ювенальные суды действуют с 2002 года. Несмотря на данные о том, что детская преступность в этом регионе снижалась (возможно, это следствие практики «примирения»), в 2015 году Виктор Кошелев, начальник ГУ МВД РФ по Пермскому краю, назвал свой регион лидером детской преступности. Однако, без обсуждения и обнародования результатов экспериментов по ювенальным судам идет подготовка к внедрению нормы о ювенальных судах в российское законодательство.
Время действия данной Стратегии подходит к концу, а новую пишут те, кто откровенно ориентирован на Запад. Об этом свидетельствует активизация проювенального лобби, приведшая к принятию «закона о шлепках». Создание новой ювенальной стратегии необходимо предотвратить. Именно для того, чтобы помешать ювеналам в формировании нужной им стратегии, по всей стране идут акции «Родительского Всероссийского Сопротивления».
Под Обращением, уже переданном Администрацию Президента и собравшем почти 172 тысячи подписей российских граждан, содержится пункт о встрече Президента с родительской общественностью для обсуждения мер, которые помогут предотвратить навязывание России чуждого нам западного ювенального подхода. Обществу необходимо громко заявить о своей приверженности традиционным ценностям и неприемлемости для России ювенального подхода к семье.
Сбор подписей под обращением к Президенту продолжается.
Ольга Горянина, РВС