Системный анализ российского законодательства показал, что в России создана «система профилактики» детской безнадзорности, социального сиротства, неблагополучия и т.д., которая работает как ювенальная юстиция, заявила член Совета Федерации Елена Мизулина на парламентских слушаниях, состоявшихся 31 октября в Совете Федерации, передает корреспондент ИА Красная Весна.
Тема слушаний была «Совершенствование семейного законодательства в целях защиты семьи и традиционных семейных ценностей». Обращаясь со вступительным словом перед началом парламентских слушаний, сенатор заявила, что системный анализ российского законодательства показал, что в России создана «система профилактики» детской безнадзорности, социального неблагополучия и т.д., которая работает как ювенальная юстиция. Эта система профилактики «зациклена» на выявлении, проведении обследования, изъятии ребенка и устройстве его в «замещающую среду».
В эту «замещающую среду» входит более 6 тыс. стационарных учреждений, где могут проживать изъятые из семей дети, и более 100 тыс. замещающих семей, куда устраивают детей на платной основе, указала Мизулина.
Официальная статистика показывает, что в среднем в России изымается из семей 305 тыс. детей в год, и из них только 4% по 77 статье Семейного Кодекса РФ (Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
Система профилактики позволяет вторгаться в семью без предъявления документов, оформления акта изъятия, позволяет навязывать семьям различные социальные услуги. При этом «система профилактики» выступает еще и в роли судьи, именно работники опеки до решения суда и следуя непрозрачным процедурам признают ребенка в «социально опасном положении», в «обстановке, угрожающей его жизни и здоровью» и т.д., подчеркнула сенатор.
Затем сенатор пояснила, что эта система профилактики, которая работает как система ювенальной юстиции — побочный продукт трех ведомственных реформ, которые проходили не на основании принятия федеральных законов, то есть не через парламент, а на уровне информационных писем, приказов, регионального законодательства и решений комиссий по делам несовершеннолетних, которые — на основании постановления правительства — получили полномочия принимать решения, обязательные для всех органов профилактики, а это — 13 ведомств.
В числе этих ведомственных реформ Мизулина назвала реформу детских домов, когда их число было сокращено, а акцент сделан на устройство детей в платные замещающие семьи; реформу сферы социального обслуживания (120-ФЗ), которая позволила навязывать социальные услуги принудительно.
Сенатор подчеркнула, что каждое из ведомств решило свои ведомственные проблемы, в частности, во все органы системы профилактики пошли сотни миллиардов рублей государственных средств. Мизулина напомнила присутствующим, о каких суммах идет речь: в 2015 г. на социальную сферу было отпущено триллион рублей, из них не менее 10% (100 млрд руб.) были направлены в НКО, которые оказывают соцуслуги.
В заключение Елена Мизулина подчеркнула, что система профилактики — это системная ошибка, результат действия подзаконного права. Если бы все поправки, касающиеся семьи, проводились через семейное законодательство, то они бы широко обсуждались, и результат был бы иной. Сенатор отметила, что подзаконное регулирование — это стиль текущего правительства, которое предпочитает управлять страной через подзаконные акты, обходя Конституцию, законы. «Это удобно, но правительство должно работать так, чтобы было удобно обществу», — подчеркнула она.
Приглашая участников парламентских чтений к разговору, Мизулина подчеркнула, что цель парламентских чтений — дать ответ на вопрос «Что делать?». Сенатор полагает, что огромную инфраструктуру профилактики, в которую входит 139 субъектов, необходимо перепрофилировать для реальной помощи семьям, чтобы граждане России не опасались заводить семью и детей.
Напомним, 31 октября в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Совершенствование семейного законодательства в целях защиты семьи и традиционных семейных ценностей». Письменные предложения выступающих будут обобщены и к середине ноября представлены в качестве рекомендаций Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству.