Учебники РВС: особенности классической методики 1950-х годов (гуманитарный и эстетический циклы)

Основные принципы и особенности классической методики обучения грамоте на примере методики обучения первоначальному чтению и её связи с методикой преподавания предметов художественно-эстетического цикла.



Ольга Юрченко. Презентация.

Для обучения чтению в качестве основы мы взяли учебник «Родная речь» авторства Евгении Егоровны Соловьёвой, Людмилы Африкановны Карпинской и Нины Николаевны Щепетовой.

При адаптации этого и других учебников РВС соблюдала единство концепции и очень бережно подходила к изменениям, убирая преимущественно тексты идеологического содержания и добавляя комментарии и вопросы к текстам, описывающим дореволюционную и советскую Россию. При замене текстов мы опирались на другие пособия и сборники этих же авторов, а также на замену текстов по календарному и тематическому принципу с учетом психофизиологических особенностей детей. Так, например, тексты о Ленине были заменены на тексты о Родине: дореволюционные, советские и текст о современной России.  










Аналогичный принцип использовался при необходимости замены картин в учебнике рисования авторства выдающегося советского методиста Николая Николаевича Ростовцева. Так, чрезмерно «идеологизированные» картины о Советском Союзе мы заменили полотнами Александра Дейнеки.



Связь времен была также простроена в разделах учебников, посвящённых армии. В учебнике «Родная речь» это был раздел, приуроченный к празднику 23 февраля. Там мы объясняем детям преемственность Красной, Советской и Российской армий. 



При этом в учебнике музыки Евгения Петровича Балахонова, Ольги Васильевны Солониковой и Надежды Михайловны Шереметьевой мы добавили ещё и дореволюционную песню об армии – «Солдатушки, бравы ребятушки». И там учитель будет говорить о дореволюционной армии.



Помимо принципа «соблюдения связи времён», нашим вторым принципом стала «опора на классику».

В наших учебниках используется методика 40–50-х годов, когда после безудержных экспериментов 20-х годов ХХ века возникла необходимость вернуться к истокам и, переработав и дополнив дореволюционные методики, создать сильную школу, в немалой степени благодаря которой и стал возможен дальнейший технический и экономический рост.

При этом в обучении чтению, а также рисованию, составители программ и учебников во многом опирались на уже упомянутую выше дидактику Константина Дмитриевича Ушинского, а в области музыки — на теорию ладового ритма Болеслава Леопольдовича Яворского. Нельзя также забывать о серьёзной работе Николая Николаевича Ростовцева по сбору и систематизации информации о методах обучения рисованию с древнейших времён до советского периода.

С точки зрения содержания, применение этого принципа также подразумевает использование во всех учебниках произведений великих классиков и лучших образцов фольклора, и отсутствие сомнительных текстов одиозных авторов, на появление которых в современных учебниках всё чаще жалуются родители учеников младших и средних классов.









Следующий принцип: «опора на реальность». Он подразумевает следование классическим дидактическим принципам доступности, наглядности и природосообразности, а именно:

1) учёт в системе расположения материала и применяемых методах и приёмах обучения реальных, а не завышенных возрастных возможностей детей с учётом их индивидуальных особенностей. Особенно большое внимание этому уделяет методист по музыке Надежда Михайловна Шереметьева, которая делает особый акцент на необходимости вовлечения «всех без исключенияобучающихся в активное музыкальное, и особенно певческое, развитие», что, соответственно,  предполагает «постепенность и последовательность музыкального развития детей, начиная с усвоения простейших музыкальных навыков и понятий,доступных всем без исключения детям, поступающим в I класс». Надежда Михайловна даёт наглядные схемы различных вариантов нормального и ненормального певческого развития. При этом программой предусмотрены как разные варианты корректировки, так и материал для детей с опережающим уровнем певческого развития.
 


Следует отметить, что в условиях, когда современные исследователи сообщают о повсеместной утрате певческой традиции, деградации массовой музыкальной культуры и о значительном общем снижении музыкальных способностей и, прежде всего, ладового слуха, а следовательно — необходимости длительного периода подготовительных упражнений для большинства первоклассников, подобная постепенная работа приобретает особую важность.

2) содержание материала приближено к опыту ребёнка и основывается на его взаимодействии с реальным миром: в методике рисования  делается главный акцент на рисование с натуры,




песни на уроках музыки не только последовательно усложняются, но и соотносятся с близкими и понятными детям темами,


в чтении рассказывается об окружающем ребёнка мире и о маленьких чудесах вокруг него.




Здесь особую значимость приобретает столь важный в дидактике Ушинского принцип наглядности. Так, даже прямая или кривая линия по методике Николая Николаевича Ростовцева рисуется с натурального примера — модели  из проволоки, что помогает детям глубже  познакомиться с предметом и постичь его.




Изучение же различной длительности и высоты звуков в музыке производится на примере известных детям звуков — боя часов, барабанного боя, междометий, птичьего крика, звука трубы, а также на разнообразном песенном материале, начиная с фольклорных попевок.                                          







Во избежание схоластики и формализма, по мнению авторов методики чтения, необходимо сочетать объяснительное чтение с наглядным обучением, то есть по возможности сначала ученики сами должны наблюдать явление, а уже потом читать его описание. При этом авторы опираются на дидактику Константина Дмитриевича Ушинского. 



Наконец, последним принципом, который хотелось бы отметить, является «принцип единства». Он находится в полном соответствии с дидактикой Ушинского и подразумевает как взаимосвязь предметов между собой, так и воспитательную направленность обучения, а также взаимосвязь разных этапов или стадий обучения. 

По методическим рекомендациям К.Д. Ушинского, обучение разбивается на две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ярким примером, иллюстрирующим данный принцип, послужат страницы учебника музыки, на которых дети начинают изучать ноты (Родная песня — с. 38–39).



Здесь мы видим и опору на наблюдение, и взаимосвязь между собой различных предметов, и использование сравнительного анализа для формирования нового понятия, и систематизацию предшествующих знаний.

Рассмотрим теперь вышеперечисленные методики по отдельности и более детально.

Авторы методики обучения чтению Людмила Африкановна Карпинская и Нина Николаевна Щепетова говорили, вслед за Ушинским, о важнейшем значении воспитывающего обучения, и мы считаем такой подход оправданным. Среди заявленных воспитательных целей авторы называют воспитание чувства товарищества, любви и уважения к семье, старшим, учителю, любви к природе и умения наблюдать за ней, любви к родному языку.

Среди учебных навыков предметного характера в первую очередь речь идет о формировании навыков сознательного чтения и развитии речи с опорой на принцип наглядности. При этом не прекращается также работа по совершенствованию техники чтения, но она всегда должна сопровождаться содержательным осмыслением текста.

Авторы также сразу задают практическую направленность чтения научных статей — полученные в них знания должны вести к практической детской деятельности, например, к выращиванию растений. Помимо этого, в процессе чтения предполагается усвоение детьми простейших причинно-следственных связей между явлениями.



Стоит отметить значительный процент текстов природоведческого характера в учебнике, а также многообразие информации об окружающем мире: гигиенического характера (как сидеть за партой, как чистить зубы), об окружающем пространстве (школа, город, сад), о семье.




Таким образом, мы частично компенсируем временное отсутствие в нашей линейке учебника по предмету «Окружающий мир». Отсутствие вызвано необходимостью значительной переработки учебников 50-х годов в связи с изменившимися требованиями государственного стандарта.

Перейдём к учебнику «Рисование» Николая Николаевича Ростовцева. 

Обучение рисованию приобрело большое значение в сталинскую эпоху, так как оно формирует практические навыки, необходимые для различных профессий, а также способствует развитию образного мышления, зрительной памяти и воображения. Важность последнего для дальнейшего развития научной, технической и художественной культуры нашей родины Николай Николаевич Ростовцев особо подчёркивал.




Кроме того, прекрасные картины отечественных мастеров, вызывая эмоциональный отклик у детей, способствуют нравственному развитию детей, наглядным и понятным образом учат их любить свою родину.

Также уделяется внимание формированию трудовой культуры детей, умения готовить себе рабочее место и соблюдать порядок.

Основным видом обучения рисованию по методике Ростовцева является рисование с натуры. Все остальные виды обучения являются вспомогательными. При этом выстроена четкая система обучения, которая начинается с обучения наблюдению за натурой и способствует также общему развитию учеников: произвольного восприятия, аналитического мышления, воли и рефлексии.

Особенно важно научить детей не торопиться, сверять свой результат с натурой, правильно выполнять все этапы работы.




В процессе работы ученики обучаются определять, какая геометрическая форма лежит в основе того или иного предмета, что помогает также в изучении математики (геометрии).

Обучение пению по методике Надежды Михайловны Шереметьевой предполагает музыкально-певческое развитие всех детей. В связи с этим методисты считают целесообразным выделение особого подготовительного периода, аналогичного добукварному при обучении грамоте.

Система певческого развития в пособии реализуется прежде всего в подборе и расположении песен и прибауток по системе Григория Ивановича Беззубова.



Помимо своего прямого назначения, прибаутки также служат для развития речи учащихся.

В зависимости от уровня подготовки детей, этот период может удлиняться и сокращаться. Для этого Надежда Михайловна подготовила гибкий список дополнительных прибауток и более сложных песен для исполнения.

Одной их основных задач пособия является привитие учащимся с 1-го года обучения навыков пения по нотам. Для этого певческая работа постоянно и последовательно соединяется с музыкально-слуховыми упражнениями и с восприятием мелодического движения в зрительных образах (движение руки учителя, запись).



Дети последовательно и практически усваивают понятие музыкальной высотности, а также ритмическую сторону нотной записи, в которой снова прослеживается взаимосвязь с математическими понятиями. Большое внимание при этом уделяется наглядности.

Изображения также активно используются для организации работы по слушанию музыки, так как помогают организовать внимание тех учащихся, которые слабо воспринимают музыку и не проявляют особенного интереса к ее прослушиванию, и зачастую помогают в корне переломить ситуацию.


 

Подводя итоги, хотелось бы ещё раз подчеркнуть единую концептуальную целостность линейки учебников, выпущенных Родительским Всероссийским Сопротивлением. Эта целостность выражается как в единой методической базе, так и в принципах отбора содержания и подходе к адаптации материала. Мы опирались на классическую советскую и досоветскую традицию воспитывающего обучения, систематического расположения учебного материала, комплексных методов обучения и взаимосвязи всех предметов начального обучения. Мы с глубоким уважением относимся к тем великим педагогам, работу которых мы воссоздаём для нынешнего поколения детей, и хотим, чтобы их труд послужил развитию новой России.
Остальные учебники для первого класса и арифметика для второго:
 
Ирина Бынина, РВС