Выпускники российских школ вот уже десять лет сдают ЕГЭ, и столько же лет можно слышать нападки на на эту форму экзамена. Но мало кто понимает, что ЕГЭ вреден не столько самой формой сдачи, сколько системой подготовки, которая вычленяет из образовательного процесса «ненужные» предметы, считает эксперт РВС.
И вместо того, чтобы бороться за содержание, Московский департамент образования под руководством Исаака Калины, уже давно ставший источником благих намерений в сфере образования, пытается бороться с формой. Но каким образом? Предлагается отменить ЕГЭ заменив его электронной биографией, которая расскажет об ученике всё!
Что повлекут за собой очередные инновации? Для людей, не работающих в сфере образования, ответ не очевиден. А повлекут они, прежде всего, увеличение нагрузки на учителей: заполнение дополнительных форм, справок, разрешений на обработку персональных данных и прочую, не свойственную педагогической деятельности работу. Но если бы только это!
Невозможность исключения человеческого фактора гарантированно приведёт к сегрегации детей по качествам, далёким от образования. Даже без этих нововведений у чиновников от образования есть возможность продвигать и делать более успешными детей «нужных» и обеспеченных родителей.
Вспомните скандал в одной из школ Адыгеи, когда медалистка выступила с обличительной речью на школьном вечере. Со сцены Рузанна Туко обвинила одноклассницу в получении золотой медали только потому, что ее мама занимает высокий пост в Управлении образования. Уже на следующий день глава краевого Минобрнауки объявил, что проверит все работы медалистов текущего выпуска.
Но ЕГЭ - помеха на этом пути. Яркий пример - регионы Юга России.
Но и это не всё. При таком подходе могут быть созданы условия, при которых даже перед способным учеником двери высшего учебного заведения могут быть закрыты навсегда. Мнение о человеке и его способностях лишь на основе процесса его формирования - заведомо ложный путь, что было замечательно показано в сказке «Гадкий утёнок».\
Ну и нельзя не упомянуть о материально-техническом обеспечении школ, которая потребует данная инициатива. Ввиду её полного отсутствия может случиться так, что посёлки, города, а возможно и целые регионы будут отрезаны от возможности формировать электронные биографии, удовлетворяющие требованиям вузов.
От таких инициатив выиграет, разве что, сам господин Калина: он сможет отчитаться о том, что уровень образования в Москве поднялся до небывалых высот и все ученики столицы сумели поступить в вузы. Если бы этот чиновник действительно думал об образовании, то в качестве альтернативы ЕГЭ он вполне мог бы предложить вернуть в школы обычные государственные выпускные экзамены, что радикально изменило бы и систему обучения, и уровень подготовленности обучающихся, заключил эксперт.
Напомним, ранее глава московского департамента образования Исаак Калина предложил использовать в будущем вместо ЕГЭ электронную биографию ученика. Он предложил собирать и хранить достижения школьника на протяжении всего периода обучения в виде электронной биографии. Тогда, якобы, не будет потребности в "одноразовой проверке знаний", то есть, в экзаменах.
Уточним, что на данный момент электронная биография уже применяется в Москве при аттестации директоров школ и включает такие данные, как информацию о работе, достижениях учащихся, нарушения, действиях финансового характера и прочее.
Ранее жители России в ходе соцопроса ВЦИОМ назвали ЕГЭ не экзаменом, а тестом. Именно так респонденты в большинстве воспринимают ЕГЭ. При исключении тестовой части о повышении качества оценки знаний высказывались преимущественно учителя (50%) и молодые люди, сдававшие ЕГЭ (45%).