Вадим Сорокин, Максим Шеин, Артем Затикян, призеры чемпионата России.
В феврале 2018 года в Тольятти проходил 21-й всероссийский чемпионат по юношескому автомногоборью, где первое и третье места в командном зачете заняли команды саратовской юношеской автошколы «Орленок» (СЮАШ). Автомногоборье включает в себя несколько дисциплин, и во всех саратовцы показали блестящие результаты. В конкурсе на знание ПДД — первое и второе командные места, скоростное маневрирование — второе место, автослалом — первое и третье места. В личном зачете по трем дисциплинам воспитанники СЮАШ заняли первые места.
Такой результат впечатлил не только местные власти, представители Пензенской области посетили СЮАШ для изучения опыта. В соседнем регионе вынашивают планы по возрождению юношеских автошкол и вовлечению молодежи в их ряды.
Всего этого великолепия могло и не случиться, если бы два года назад, в марте 2016 года, родители воспитанников автошколы вместе с активистами «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) не встали на защиту СЮАШ от реорганизации. Причем защищать пришлось от собственного учредителя — Министерства образования Саратовской области, которым на тот момент руководила Марина Епифанова. Она прилагала все усилия, чтобы автошкола перестала существовать, однако спустя год сама была вынуждена оставить свой пост в связи с уголовным преследованием УФСБ за коррупцию. Идея с реорганизацией, а по факту ликвидацией, заключалась в том, чтобы объединить автошколу и «Учебный центр транспортной отрасли» (УЦТО), занимающийся подготовкой водителей, под руководством действующего директора Учебного центра В. А. Ломова. На тот момент УЦТО находился в предбанкротном состоянии с миллионными долгами, покрыть которые и планировалось за счет денег на балансе СЮАШ, а также реализации имущества после банкротства. Самым ценным, по всей видимости, был автодром, расположенный на достаточно большом участке земли в престижном районе города. В ходе предшествующей реорганизации 2005–2011 годов СЮАШ вывели из структуры УЦТО без автодрома. Он остался в собственности учебного центра. Теперь причиной объединения вдруг стало отсутствие того самого автодрома, который ранее был оставлен УЦТО.
Против реорганизации СЮАШ выступили родители и общественники из РВС. Они собрали более 500 подписей с требованием к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву сохранить СЮАШ. Привлекли внимание СМИ и были услышаны. Как было не услышать, если на глазах у изумленных родителей рушили то, что они самостоятельно, как могли, поддерживали. И не могли не поддерживать, потому что СЮАШ — 12-кратный чемпион СССР, 18-кратный чемпион России по летнему, 9-кратный чемпион по зимнему автомногоборью. Как все это перечеркнуть?
В итоге объединение СЮАШ с УЦТО все-таки произошло, но под началом нового директора. Пару слов нужно сказать об УЦТО. В советское время он имел 23 филиала по Саратовской области (на сегодняшний день 3, оцените масштаб потерь...), где проходили обучение как профессиональные водители, так и автолюбители. С 1968 года в СССР начали создавать «Детские автомобильные дороги» (позже назывались Юношеские автошколы) — организации, где дети изучали ПДД, осваивали азы вождения, словом, профессионально осваивали технику, правила ее использования, соревновались в различных дисциплинах автоспорта. Был учтен и воспитательный аспект, дисциплину на дороге необходимо было воспитывать с детства. Автором такого способа дополнительного образования и социализации детей был министр автомобильного транспорта РСФСР Трубицин Евгений Георгиевич (1911–1986 гг.). Под его началом, например, создавался и достиг масштаба крупнейшего в мире международного грузоперевозчика знаменитый «Совтрансавто».
В Юношеских автошколах СССР учились мальчишки и девчонки, которые грезили автомобилями и сражались на соревнованиях по автомногоборью, добывая сладостное чувство победы. Среди них была и Татьяна Владимировна Митюрина.
Вячеслав Сорокин, Татьяна Затикян, Татьяна Митюрина. Выпускник, родитель и наставник рассказывают, что такое СЮАШ.
Татьяна Владимировна воспитывалась в СЮАШ, став чемпионом СССР. Получила образование в Саратовском политехническом институте по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Затем вернулась обратно в СЮАШ и по сей день там. Перечисляя многочисленные злоключения на пути теперь уже своих воспитанников к чемпионству, где бывали и судейская несправедливость, и высокомерное отношение к саратовским конкурентам, и т. д., она, как бы невзначай, обронила такую фразу: «Чем трудней, тем интересней воевать!». Согласитесь, неслабое утверждение, что-то в духе суворовских военных побед. Так за счет чего же удается преодолевать трудности? «В первую очередь, за счет хорошей подготовки. С одной стороны, большой набор детей, из них можно выбрать фанатов, естественно, только фанаты могут какие-либо результаты показать. И продуманная система тренировок. Детей много, за место в команде на Россию им приходится бороться. Мы все каникулы используем под свои соревнования, дети всегда в тонусе, им интересно», — отметила Татьяна Митюрина.
Татьяна Митюрина после победы на всесоюзных соревнованиях 1974 года в личном и командном зачете.
«Автошкола не может воспитать нацию, но убрать гонщиков с дорог вполне по силам. В это, конечно, необходимо вкладываться, организовывать, популяризировать, самотеком здесь не получится. Безопасность на дорогах — это главная наша задача. Она в себя вбирает и воспитательный аспект, и взаимопомощь на дороге, и командный дух при подготовке и на соревнованиях», — подчеркнула Татьяна Владимировна.
Вячеслав Сорокин проводит тренировку по ответу на экзаменационные билеты ПДД на время.
Воспитанников СЮАШ учат побеждать, но что с ними происходит потом? После 18 лет они покидают автошколу. Как полученные навыки, любовь к автоспорту и автомобилям позволяет реализоваться в жизни? «Никак, воспитанники никому не нужны», — почти хором ответили родители и инструкторы СЮАШ.
Отец многократного победителя чемпионатов России Вадима Сорокина, Вячеслав Сорокин, сам воспитывался у Татьяны Митюриной и с сожалением отметил: «А дальше ничего... В России нет автоспорта. Я заканчивал СЮАШ в 90-е, когда разваливался СССР, было откровенно не до соревнований. Я хотел, но было негде, кроме самостоятельных коммерческих выпадов на кольцевых автогонках в 90-е. А я, конечно, хотел чего-то добиться, чтобы в Саратове что-то было. Ну вот мой сын как бы и добился. Но дальше, даже если хочешь, идти некуда», — резюмировал он.
Автодром СЮАШ
Новым директором УЦТО два года назад назначили Дмитрия Владимировича Жулидова. Он к тому времени имел опыт работы с детскими учреждениями, возглавлял детский оздоровительный лагерь «Орленок» в Марксовском районе. С его слов, коллектив автошколы присматривался к нему. «Ситуация тогда была критической, их можно понять. Если бы общественники не включились, вряд ли бы автошколу сохранили», — отметил директор.
Дмитрий Жулидов на встрече с воспитанниками СЮАШ, после победы в Тольятти.
«У меня трое детей и я прекрасно понимаю, что такое платные секции. Это значит, если родители не могут оплачивать, то ребенок лишится мечты. Не поедет на соревнования и так далее. В приоритет мы поставили, чтобы дети занимались бесплатно, насколько это возможно. На все подряд соревнования мы их возить не можем, выбрали ключевые и самые интересные. Вложились в автопарк, купили новые диски для более четкого управления, увеличили количество часов, которые дети могут проводить за рулем. Приобрели форму для тех, кто попал в команду. Всё это важные нюансы, которые в итоге складываются в очевидный всем результат», — рассказал Дмитрий Жулидов.
«Есть, конечно, трудности, после долгой запущенности еще много проблем. Но и результаты впечатляют, есть на что опереться и к чему стремиться дальше. Неплохо было бы получить и более подходящие для автоспорта автомобили. Большим успехом для нас и для области было бы проведение общероссийских соревнований. У автошколы сегодня, безусловно, есть будущее» , — подчеркнул директор УЦТО.
Дмитрий Жулидов отметил, что воспитанникам действительно после окончания негде продолжить реализовывать свой интерес и свою страсть. Единицы возвращаются в стены СЮАШ, обучать следующие поколения детей, передавать свой опыт. Всех, желающих в ней остаться, автошкола принять не может.
Воспитанники СЮАШ тоже задаются вопросом: что же дальше? И пока ответа найти не могут. Осколки некогда лучшей в мире советской системы образования сопротивляются окончательной ликвидации. Сегодня их осталось не так много, они отчаянно отбиваются и в редких случаях становятся востребованными. Хотелось бы еще раз процитировать слова Татьяны Митюриной: «Чем трудней, тем интересней воевать!» С таким запалом в историю не уходят — историю творят. Пусть сегодня нет ответа на справедливый вопрос детей, куда и как развиваться дальше. Он обязательно будет найден завтра. Сейчас можно уверенно сказать — сопротивление разрушительным процессам не бесполезно, а будущее для детей придется строить самим.