«Вечное лето» или ностальгия по детству - средство инфантилизации?

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Для Экзюпери внутреннее погружение в детство связано с переживанием ощущения внутренней беспредельности (то, что поэт Шарль Бодлер называет «безмерность мечты»).

Писатель показывает, как связь с детством помогает преодолеть ощущение усталости от жизни, сохранить живое чувство и интерес к людям.

Именно в детстве, как утверждают психологи, закладывается фундамент человеческой личности. Наши детские воспоминания и переживания – это сокровищница, из которой мы многое можем почерпнуть. К сожалению, нередко приходится видеть, как в современной культуре обращение к теме детства идет не с позиции почерпнуть богатства, хранящиеся в детстве, а с позиции убежать в детство от постылой взрослой жизни.

В песне Стаса Михайлова «Детство» противопоставляются детство («вечное лето») и жестокая жизнь. Детство Михайлов описывает такими словами:

« Там сердце не болит,

Там не сжимает грудь,

Там не боюсь уснуть.

...

Там чистые глаза,

И нет с собой разлада,

Мне не знакома ложь,

И не было обмана».

Заканчивается песня словами:

«И сердце светом согрето,

И жизнь как вечное лето,

Но мне ещё не ясен этот свет».

Стас Михайлов обращается к детству, противопоставляя его боли, тому, что может поранить, обидеть, вызвать внутренний разлад. Согласились бы вы жить в мире «вечного лета»? Я бы ни за что не согласился. Этот мир лишь кажется благостным, но он навечно застывший и бесконечно скучный. Вспоминается отрывок из книги австрийского психолога Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», в которой он описывает состояние душевной анестезии и то влияние, которое оно оказывает на личность.

«Духовная анестезия, пишет Франкл, — может привести к смерти духовной. Постоянно подавляя действительно значимые эмоциональные импульсы из-за того, что они могут вызвать отрицательные переживания, человек в итоге убивает свою внутреннюю жизнь».

 

Франкл пишет о том, что ни страдание, ни горе нельзя изымать из жизни, не уничтожая при этом ее смысла и содержания. Однако, именно в этом заключается мечта из песни Стаса Михайлов. «Вечное лето» – отказ от взросления. Ну ее ко всем чертям эту взрослую жизнь со всеми ее неурядицами и страданиями, говорит нам песня.

Другое сочинение, на которое я обратил внимание — это песня Антона Лирника «Детство». Оно широко разошлось по интернету в 2012-2013 годах благодаря задорному видеоклипу. Эта песня адресована в первую очередь поколению людей, которые застали Советский Союз – тем, кому за тридцать.

«У нас было детство,

У нас было детство,

У нас было детство,

У нас было самое лучшее детство».

Эта песня противопоставляет образ жизни советского и российского ребенка. У нас не было мобильных телефонов и компьютеров, нас не возили в Европу, нам не покупали игровых приставок, зато насколько наполненной и разнообразной была наша жизнь, вот о чем говорится в песне.

«У меня было самое лучшее детство,

Я таскал абрикосы во дворе по соседству.

Дергал за косы отличницу Зойку,

И завтракал под "Пионерскую зорьку".

А по воскресеньям под "В гостях у сказки"

Я шил ватно-марлевые повязки.

Я палил дымовухи и бросал их с балкона,

У меня на стене был плакат Сталлоне».

Клипы, снятые на слова этой песни, набрали в интернете в сумме более 3 миллионов просмотров. В комментариях к этим клипам можно найти множество растроганных отзывов о том, что да, всё это было у нас детстве, и как замечательно, что всё это у нас было. Людям интересно говорить о живых и ярких воспоминаниях детства. Однако, не совсем понятно, что с этим делать? Ну, было детство. Нынешние подростки этого уже не увидят. Дальше то что? Чувствуется какая-то незавершенность.

Однако, всё становится «на свои места», когда в конце песни звучат слова:

«Верни нам детство! Детство! Детство! Детство!»

Следовательно, настоящий смысл этой песни в противопоставлении советского детства и постсоветской взрослой жизни. В крике Антона Лирника мне слышится упрек в том, что взрослая жизнь стала обманом и предательством замечательного советского детства. Верни детство, избавь нас от этой некрасивой реальности, требует автор непонятно у кого.

Почему бы автору не задать себе вопрос о том, насколько полноценным будет детство у нынешних уткнувшихся в мобильные телефоны подростков? Почему песня заканчивается криком вожделения «Верни!», а не призывом «Вернем нашим детям самое лучшее детство!»?

Третье произведение, о котором я расскажу — это песня иркутского барда Дмитрия Нартова «Что же мы, ребята, перестали в небеса смотреть...»

«Что же мы, ребята, перестали в небеса смотреть?

Вроде постарели только лишь всего на треть.

Что же мы ребята, перестали жить как чудаки

Как же докатились мы до времен таких?

Неужели правда, нас не греет елочный огонь?

И из сказки праздник переходит в просто выходной.

Как же так ребята, ну не стыдно ли смотреть в глаза

Тем, какими были мы еще лишь десять лет назад?

Каждому хотелось стать да поскорей большим:

"Буду космонавтом и водителем машин!"

И ведь не было ценнее этой маленькой мечты,

Нынче стали в мыслях мы скромнее а в мечтах скупы.

Так вот и выходит, выдумки совсем в том нет

Детство не уходит, а с усмешкой смотрит вслед.

Ну а нам убогим во взрослой правоте своей

Остается радости учиться у детей».

Нартов показывает тему детства и взрослости тоньше, чем это делают Лирник и Михайлов. Прежде всего, я отметил, что в стихах барда есть тема мечты. Почему мы перестали в небеса смотреть, почему мы скупы в мечтах? Здесь видится образ взрослого, которого жизнь загнала в рамки. Живому человеку тесно жить в рамках, он ищет выход из предопределенности, поэтому он обращается к детству, как ко времени, когда он мог «смотреть в небо» и мечтать. На первый взгляд, это близко к тому, о чем пишет Антуана де Сент Экзюпери. Однако, стоит обратить внимание и на последние сроки:

«Ну а нам убогим во взрослой правоте своей

Остается радости учиться у детей».

Во-первых, так может сказать только человек усталый и разочарованный в жизни. Дескать, от взрослых дел не бывает радости. Во-вторых, если взрослая «правота» убога и безрадостна, то зачем ребенку взрослеть? Зачем ему смотреть в небеса и мечтать? Безмерность мечты ребенка ориентирована на будущее, на взрослую жизнь, и потому она является духовной опорой для человека. Если же взрослые дела заведомо объявляются «убогими», значит мечта не нужна. А что нужно? Детские переживания, чудачества и развлечения? Так это всё и есть «вечное лето» для вечного инфантила.

Подытоживая, в современной российской культуре ностальгия по детству нередко связана с идеей дезертировать от реальности в беззаботное детство. Но если человек отгораживается от неприятной реальности, он никогда не сможет изменить ее к лучшему. Только из-за того, что люди опускают руки и отказываются от борьбы, с обществом можно делать что угодно – обкрадывать, лишать социальных гарантий. Так не пора ли отвергнуть унылые призывы впасть в детство? Давайте мечтать не о «вечном лете» для себя, а о том, как сделать счастливой жизнь наших детей.

Трубников Сергей, РВС