За последние 10 лет число научно-технических работников, занятых исследованиями и разработками в России, сократилось на 7%, об этом 10 октября сообщает ИА Красная Весна.
В опубликованном докладе «Кадровый потенциал науки: структура и динамика» экспертов Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ сообщается, что за последние 10 лет число научно-технических работников, занятых исследованиями и разработками в России, сократилось с 761 252 человек до 707 887 человек, что составляет более 7%.
Отмечается, что снижение затронуло все категории научного персонала, при этом наибольшее сокращение численности персонала в 12,5% зафиксировано среди так называемого «вспомогательного персонала».
Также в работе отмечается, что за 10 лет вырос средний уровень образования всех категорий работников. Так, если десятилетием ранее 65,0% научных работников имели высшее образование, то в 2017 г. — 73,9%.
В докладе также дается распределение научных кадров по секторам науки. Согласно приведенным данным, численность ученых, занятых в «секторе некоммерческих организаций», за 10 лет увеличилась в 2,3 раза.
«Несмотря на то, что численность занятых в секторе некоммерческих организаций по сравнению с 2008 г. увеличилась в 2,3 раза, ее динамика (из-за малых величин — 2,9 тыс. чел.) не оказывает существенного влияния на общие тенденции», — отмечается в докладе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Доклад «Кадровый потенциал науки: структура и динамика» с анализом динамики изменения структуры научных кадров страны за период 2008–2017 гг. подготовлен экспертами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Росстата и данных проекта «Экспертиза отдельных направлений научной и образовательной политики на основе анализа международного опыта и данных эмпирических обследований».
Напомним, что сокращение научных кадров в российской науке фиксируется с момента распада СССР. В апреле 2018 года президент Российской академии наук Александр Сергеев заявил, что проблема утечки кадров из российской науки остается актуальной. Одним из способов решения проблемы он назвал отмену ЕГЭ. Сергеев считает, что такой шаг поможет сделать профессию ученого более востребованной.
Комментарий редакции
Отметим, что многие эксперты отмечают негативные последствия реформы российского образования на всей научно-исследовательской работе в стране. Так, отмечается, что аспирантура перестала быть кузницей научных кадров. В советской системе образования аспирантура подготавливала профессионального ученого. В современной российской системе образования аспирантура является всего лишь очередным уровнем высшего образования. Аспирант должен сдавать экзамены по множеству курсов, при этом у него фактически нет возможности заниматься наукой.
При этом весьма вероятно, что произошедшее в этом году разделение Минобрнауки на два независимых Министерства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования приведет лишь к еще большему сокращению научно-технических кадров в стране.
Так, в полномочиях Министерств не указано общих функций, а значит такое разделение — принципиальная постановка разных целей для разных ступеней образования. То есть признается факт, что гарантированное государством среднее образование несет цель «просвещения», а не подготовки к высшей ступени образования.