Существует ли дефицит бюджета Пенсионного фонда - кто и кого обманывает?

Борьба против пенсионной реформы не закончена! Сдаваться нельзя, мнение народа должно быть услышано. В Москве 5 ноября в 14:00 (выходной день) движение «Суть времени» проводит митинг «Отстоим социальные завоевания Октября — нет пенсионной реформе!». Встречаемся на Суворовской площади!

В отличие от пенсионных фондов стран, с которых скопирован наш, деньги в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) являются государственной собственностью Российской Федерации. Сам Пенсионный фонд является государственным учреждением.

Только дефолт государства будет означать и дефолт фонда, и даже дефицит федерального бюджета совсем не обязательно должен сопровождаться дефицитом бюджета ПФР. Даже наоборот. Для того чтобы бюджет ПФР всё-таки был бездефицитен, возможен дефицит федерального бюджета.

Это не гипотеза, а факт, многократно подтвержденный. Поэтому не затихающая дискуссия о дефиците фонда является не проблемой факта, а того, что и как считать и понимать. В этой дискуссии, к сожалению, вовсе не звучат уроки истории многократно исковерканной российской пенсионной системы. Такое количество ухудшающих модернизаций, которое испытала эта система, не в состоянии выдержать ни один механизм. Не ухудшилась только судьба тех, кто в правительстве и Государственной думе принимал пенсионные решения, и тех, кто работает в системе ПФР.

Непререкаемыми выглядят сложившиеся подходы к формированию того, что называется бюджетом ПФР и его источниковой базой, как будто придуманы не людьми и проголосованы не ими же.

Конечно, всё не просто, как и всё в нашем запутанном и многотомном законодательстве (десять тысяч федеральных законов и законов субъектов РФ!).

Понятие «бюджет» с точки зрения федерального законодательства — исключительно экономический термин с одинаковой лингвистической формулой применительно и к бюджету ПФР, и к федеральному бюджету. Оба бюджета — «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения»… А далее — задач и функций государства и местного самоуправления (федеральный бюджет) и на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (бюджет ПФР). Никакого качественного различия, только количественное.

Есть и другое правовое определение: федеральный бюджет — это централизованный фонд Российской Федерации. Нелепость для ПФР — фонд фонда.

С такой же «точностью» можно использовать выражение «бюджет здравоохранения, образования, сферы культуры и науки» и т. д. Но до сих пор ещё никому не приходило в голову называть государственные деньги, направляемые в сферу здравоохранения или образования, вначале доходами этих сфер, а потом расходами, хотя и внутри этих отраслей образуются немалые доходы. Всё это государственные расходы на социальную сферу.

 
Социальные обязательства Российского государства всегда были расходными, а не доходными, поскольку «обслуживали» соответствующие права людей, равные друг другу по своему конституционному статусу, включая и право на социальное обеспечение по возрасту. В этом суть социального государства.

Поэтому пока в Конституции Российской Федерации сохраняется статья 39 — каждому гарантируется материальная помощь по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, — у государства, а не у тех или иных фондов, в том числе ПФР, сохраняются и расходные обязательства.

Таковы установки Конституции РФ, которые не меняются вот уже двадцать пять лет. В том числе и о том, что конституционной формой реализации гарантий являются государственные пенсии и социальные пособия, которые устанавливаются законом.

Социальное страхование как конституционное понятие в Основном Законе существует исключительно как «добровольное социальное страхование», которое поощряется, равно как и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Зато за эти двадцать пять лет существования Конституции РФ многократно изменялось пенсионное законодательство. Базовые конституционные понятия дополнились и расширились новыми и многочисленными понятиями. Закон о государственных пенсиях был заменен законом о государственном пенсионном обеспечении, а государственные пенсии стали пенсиями по государственному пенсионному обеспечению.

Неизменным остался базовый механизм: пенсионные права граждан почему-то опосредуются двумя бюджетами: федеральным бюджетом и повторяющим его структуру бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Накануне принятия обоих бюджетов возникает вопрос о дефиците и того, и другого. В отношении федерального бюджета это понятно, так как для сырьевого государства мировая конъюнктура цен на сырье становится определяющим фактором для прогноза доходов бюджета. Какая конъюнктура и конъюнктура чего так влияет на дефицит бюджета ПФР?

Дефицит бюджета
 
Эта «конъюнктура» внеэкономическая. Дефицит бюджета ПФР — всегда рукотворная тема, но в политических целях этот технократический термин может — вдруг — представляться не как субъективный, а как объективный фактор, не зависящий от воли и поведения людей, как критерий для неотложности принятия чрезвычайных решений.

Иначе говоря, как форс-мажор, а не как ошибки и просчёты тех, кто в государстве ответственен за эту отрасль. Типа как с нефтяными ценами.

Когда создавался Пенсионный фонд, предполагалось, что выделение самостоятельного бюджета пенсионной системе и отделение его от бюджета государства даст возможность видеть, сколько собирается взносов и как они расходуются, а также станет залогом того, что эти средства потратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Из задуманного почти тридцать лет ничего не получалось. Реформы следовали и следуют одна за другой, о чем ИА REGNUM уже писало.

Предпоследнее нововведение — передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам. С 1 января 2017 года на налоговые органы возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов; прием расчетов по страховым взносам, взыскание недоимки, зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.

Работающие пенсионеры
 
Последнее нововведение — повышение возраста выхода на пенсию, о котором многоаспектно писало ИА REGNUM. Единственное, о чём в этой теме нам не удалось разобраться, следующее.

В 30-х годах прошлого века возраст выхода на пенсию был установлен после того, как пишет О. Синявская, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что «к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать». Исследований на эту тему не обнаружено. Видимо, их нет, так как возрастной диапазон во внесенном правительственном законопроекте был один, а на выходе закона уже другой.

В пенсионном обеспечении участвуют многие федеральные и все региональные органы исполнительной власти.

Субъекты РФ осуществляют региональную социальную доплату к пенсии, чтобы общая сумма материального обеспечения достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. Если у региона для этого денег нет, то он получает межбюджетный трансферт. Если же он может обойтись без межбюджетного трансферта, то вправе определять условия ее установления, размера и выплаты.

Поэтому на самом деле бюджет Пенсионного фонда — это просто сводная смета всех расходов, осуществляющихся структурами Пенсионного фонда.

В связи с этим совсем непонятно, почему содержание ПФР и ста тысяч его сотрудников и пенсионных дворцов обходится государству более чем в сто миллиардов рублей в год. В Японии, к примеру, аналогичное число пенсионеров обслуживает всего 20 тысяч сотрудников.

Расходы ПФР на цифровизацию своей деятельности оправданы, но не ясно, почему на техническое обслуживание оборудования компонентов подсистемы «Инфраструктурное обеспечение» АИС ПФР-2 в 2016 году фонд выделил 680 миллионов рублей, в 2017 году — уже 742 млн рублей, в 2018 году — почти 800 млн рублей.

 Пенсионеры
 
Полномочия ПФР постоянно расширяются. Сегодня, помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции. На основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

Если возвратить органам государственной власти их конституционную функцию по полному социальному обеспечению граждан, что более соответствует Конституции Российской Федерации, то, возможно, вопрос о дефиците бюджета ПФР не будет таким острым.

А дворцы труда сотрудников ПФР и его региональных отделений передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления ими их конституционных функций. Если некому продать.

 
 
Борьба против пенсионной реформы не закончена! Сдаваться нельзя, мнение народа должно быть услышано. В Москве 5 ноября в 14:00 (выходной день) движение «Суть времени» проводит митинг «Отстоим социальные завоевания Октября — нет пенсионной реформе!». Встречаемся на Суворовской площади!