Занимаясь изучением любой темы (социальными проблемами, экономикой или политикой), невозможно обойтись без статистики. Например, растет или падает сейчас экономика в Красноярском крае? Для ответа нужно оценивать хотя бы основные параметры: уровень безработицы, доход на душу населения, дефицит бюджета и т.п. Без этого невозможно сделать никаких выводов о реальном положении в нашем или любом другом регионе.
То же самое относится к проблемам детства, которыми мы с товарищами сейчас занимаемся в красноярском отделении «Родительского Всероссийского сопротивления»: статистика необходима. При этом мы понимаем, что статистика, скорее всего, лукава, в реальной жизни всегда присутствует и скрытая безработица, и скрытое сиротство. Однако от чего-то необходимо начать отталкиваться, поэтому пройти мимо официальной статистики нельзя. Где мы, как и любые другие граждане, берем статистику? Там, где о ней чаще всего говорят – в СМИ. После изучения нескольких статей и ТВ-репортажей меня поразило то, как именно они об этом говорят.
Сначала я приведу выдержку из совсем свежего репортажа одного из популярных красноярских телеканалов: «на начало года [прим.: 2013] в крае было 16 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И за текущий год российские граждане усыновили около 100 детей».
Это конечно не весь репортаж, но уверяю, что я не обрываю цитату на полуслове, и она вполне передает «статистическую составляющую» этого телевизионного сюжета. Итак, какой образ должен сложиться у зрителя после просмотра? В Красноярском крае есть шестнадцатитысячная армия детей-сирот. При этом российские граждане за 8-9 месяцев усыновили только 100 из них.
Отсюда для всякого нормального человека неизбежен вывод: темп устройства в семьи детей российскими гражданами катастрофически медленный! Русские совершенно не способны позаботиться о сиротах: очевидно, что дети успеют вырасти и покинуть детские дома раньше, чем их разберут по семьям. Это поистине ужасно. Ну как тут не задуматься о снятии запрета на усыновление в США, на что прозрачно намекает репортаж?
Я прекрасно осознаю, что проблемы детства в стране очень велики. Во многом они катастрофичны, и ситуация ухудшается. Более того, социальные проблемы, включая детские, имеют огромный потенциал роста на фоне стремительно ухудшающейся экономической ситуации. Рост сиротства в ближайшие годы практически неизбежен. Но просмотрев этот репортаж, я понял, что нарисованная картина является противоречивой. Если бы у нас действительно было столько сирот, а забор их в семьи был столь медленным, все детдома были бы переполнены и открывались бы новые. Но этого нет.
Уверяю, что это не единственный такой «подозрительный» репортаж: в нескольких других обнаруженных мною статьях на вполне серьезных информационных ресурсах картина сходная. То есть неполная и серьезно искаженная. В общем, пришлось разобраться в статистике глубже. Неоценимым источником сведений оказался доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае «О соблюдении прав и законных интересов детей на территории Красноярского края в 2012 году».
Вот что выяснилось.
Во-первых, структура сиротства в Красноярском крае на примере 2012 года выглядит следующим образом. 16 207 детей – это общее количество детей состоящих на учете, когда либо проходивших в Крае по категории «сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей». Из этого количества в устройстве (на конец 2012 года) нуждалось примерно 3446 детей. При этом уже находятся в семьях 11502 ребенка: они усыновлены, находятся под опекой и т.п.
То есть получается, что из шестнадцати тысячной армии детей сирот, которую нарисовал зрителю тот самый телевизионный репортаж, осталось 3,5 тысячи нуждающихся в усыновлении ребят. Остальные 11 из 16 тысяч уже воспитываются в семьях. Безусловно, количество нуждающихся все равно очень велико. Тем не менее, элементарная проверка показала, что реальная потребность в усыновлении в 4,5 раза меньше, чем можно было подумать, доверившись репортажу.
Во-вторых, как же быть с названной в репортаже еще одной цифрой: около 100 усыновленных детей? И как в красноярских семьях оказалось 11000 бывших детей-сирот, при таких-то черепашьих темпах? Выяснилось, что основной формой устройства ребенка в некровную семью в России является не усыновление, а опека, которая подразумевает существенные для бюджета большинства семей выплаты на ребенка. Что особенно важно, это регулярные, ежемесячные выплаты. Усыновление же подразумевает, что ежемесячная помощь такой семье государством не оказывается, а потому решиться на нее могут лишь немногие. Так вот, под опеку в 2012 году в крае передано 1033 ребенка, еще 136 детей передано в приемные семьи. И что особенно нас радует, было возвращено родителям 615 детей. 158 детей усыновлено гражданами Российской Федерации, 99 детей – иностранными гражданами.
Отсюда получается, что после опеки, вторым по численности фактором семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является возврат детей в родную семью! Механизм тут такой: например, выявляется пьющая семья. Суд ограничивает родительские права или даже лишает родителей их прав. Дети изымаются и попадают в детское учреждение. У родителей есть год на исправление и восстановление в родительских правах (к слову, мы добиваемся законодательного увеличения этого срока). Этот год дети находятся в некотором «подвешенном состоянии». Их запрещено передавать в другие семьи, так как оставляют шанс родителям за год исправиться. Как видим, за 2012 год 615 детей вернулись в родные семьи, что не может не радовать.
В этом году наша организация уже приложила руку к успешному восстановлению родительских прав в одной семье. К тому же, в этой конкретной семье как раз не было проблем с алкоголизмом или наркоманией, а был совершенно надуманный и чисто ювенальный предлог (именно предлог, а не причина) для изъятия ребенка.
Третий по численности фактор устройства детей в Красноярском крае – усыновление российскими семьями (158 детей). Именно столько детей за 2012 год было усыновлено нашими родителями, в силу этого бесценного статуса отказавшихся от регулярных выплат от государства.
И всего лишь последний по численности фактор составляют иностранцы, которые усыновили 99 красноярских детей. Да, иностранное усыновление продолжается. В 2012 году оно было ограничено только для США. В остальные страны продолжается усыновление, об этом почему-то упорно молчали СМИ, создавая еще одну искаженную картинку, согласно которой иностранное усыновление остановлено полностью. Цифры наглядно свидетельствуют, что это не так. Таким образом, при потреблении информации из СМИ часто создается искаженное представление о реальном масштабе проблемы сиротства. Но как бы эта проблема ни была велика и сложна, мы хотели бы видеть не страшилки, а ее реальный масштаб.
Савченко Александр. РВС, Красноярск.