Зачем нужен уполномоченный по правам ребёнка?

- Как зачем? Для того, что бы защищать права детей, – ответят мне.
Отлично. Тогда давайте посмотрим, как на самом деле защищает права детей, чиновник, с труднопроизносимым названием должности «омбудсмен» (фото взято отсюда)
Осенью 2013 года активисты Иркутского отделения РВС в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее Федеральный Закон № 436-ФЗ), осуществили мониторинг оборота информационной продукции в книжных магазинах г. Иркутска. В результате были выявлены книги, содержащие в себе информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей . На основании данного закона, эти книги должны быть признаны запрещёнными к распространению среди детей.
В главе 2 Федерального Закона № 436-ФЗ чётко прописано, какая информация причиняет вред нашим детям. А так же разъяснён порядок проведения экспертизы информации, в данном случае - книг для детей. Экспертиза проводится аккредитованными экспертами по инициативе, в том числе, органов государственной власти .
О вреде и опасности сексуального просвещения детей сказано и написано много , поэтому не буду особо на этом останавливаться. А вот о том, как «защитники прав детей» защищают наших детей от распространения такой информации, рассказать придётся.

Активисты Иркутского отделения РВС обратились в Прокуратуру г. Иркутска с требованием предпринять все необходимые меры к изъятию из продажи тиражей книг, не допустить распространение печатных изданий, содержащих порнографические материалы, адресованные для изучения несовершеннолетним, так же привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушение Федерального закона от 29.12.10 г. N 436-ФЗ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации .
Ну и конечно, написали письмо уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области Семеновой Светлане Николаевне. Ведь, согласно статье 17 Федерального Закона № 436-ФЗ, уполномоченный по правам ребенка (т.к. он является представителем органов государственной власти), имеет право обратиться с инициативой по проведению экспертизы данных книг.



Ещё в сентябре 2013 года Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов высказался против секспросвета среди детей. В частности он сказал:
"Я являюсь противником любого секспросвета среди детей <…> Это деятельность, которая должна быть запрещена, в первую очередь, с точки зрения закона об основных гарантиях прав ребенка, потому что недопустимо заниматься такими вещами, которые развращают ребенка, и, конечно, с точки зрения закона о защите детей от вредной информации"

Прокуратура продлила срок рассмотрения заявления на 30 дней .

А Семенова С.Н. сразу же заявила, что «полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развития, у Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, ОТСУТСТВУЮТ».

Как отсутствуют? В Законе Иркутской области № 71-ОЗ от 12.07.10 г «Об уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области» черным по белому написаны задачи его деятельности. Среди прочих - «обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка»;
Да и на сайте уполномоченного, среди задач деятельности стоит задача «обеспечение защиты прав и законных интересов детей».

Как это понимать вообще? С одной стороны – грубейшее нарушение Федерального законодательства в сфере защиты прав детей, а с другой стороны – отписка от чиновника, который по долгу службы обязан защищать права детей.

Если у неё нет полномочий для защиты наших детей, от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, тогда возникают резонные вопросы: «На защиту, каких прав есть полномочия у иркутского омбудсмена?», «Какие права детей защищает уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области?», «И откуда вообще взялся этот уполномоченный, у которого нет полномочий по защите детей от вредоносной информации?»

А взялся он вот откуда: В 2013 году исполнилось 15 лет с момента учреждения института уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. В 1998 году первые пять регионов России стали пилотными проектами Детского фонда ЮНИСЕФ и Министерства труда и социального развития РФ. Да, того самого ЮНИСЕФ, про который в октябре 2012 г. МИД РФ заявил, что «до 31 декабря 2012 года ЮНИСЕФ должен завершить все свои программы в России. Так как Россия имеет собственные возможности для разработки и финансирования программ защиты детей в России и мире".
Сначала ЮНИСЕФ активно продвигал проекты «планирования семьи» (читай – сокращения рождаемости). Затем – программы поддержки «социального репродуктивного здоровья подростков» (читай – «сексуального воспитания») и т.п. А далее – взялся за внедрение ювенальной юстиции .
Практика продвижения проектов ЮНИСЕФ в целом типовая и пока что вполне успешная.
Фонд финансирует пилотный этап проекта, подкупает чиновников и депутатов и добивается официального утверждения проекта. А затем о финансировании проекта и его «продвижении в повсеместную практику» заботятся национальный бюджет и национальные органы власти всех уровней... Под контролем Фонда.

Так получилось и с пилотным проектом  «уполномоченный по правам ребенка».

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области и не скрывает своей поддержки ювенальной юстиции: «Я поддерживаю и буду поддерживать систему ювенальной юстиции и социального патроната. Как юрист я считаю, что у ребёнка, без сомнения, есть приоритетное право и он должен уметь им пользоваться», - рассказала она корреспондентам Восточно-Сибирской Правды.

В 2005 г. между детскими уполномоченными (омбудсменами) было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве в интересах детей и создана Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Финансирование этого института - за счёт областных бюджетов субъектов РФ.

Кстати, из областного бюджета на 2013 год, на уполномоченного по Иркутской области и его аппарат запланировано выделить порядка 11,5 млн. наших с вами кровных рублей. А это один капитальный ремонт в детском саду или более 25 безопасных детских площадок (Чем не защита детей?) или... Да много чего ещё.

Но нет, деньги выделяют на уполномоченного, который только декларирует в своей деятельности восстановление нарушенных прав ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, выявление причин и условий, способствующих нарушению прав ребенка, внесение предложений об их устранении.

Одной из главных задач уполномоченного - правовое просвещение по вопросам прав ребенка, форм и методов их защиты. Но если посмотреть на то, кто же первым заговорил о «правах детей», становится понятно, почему уполномоченный по Иркутской области не спешит защищать наших детей от негативной информации, не пишет заключения по факту нарушения законодательства, не выносит данный вопрос за всеобщее обсуждение по средствам круглых столов, не обращается к органам законодательной власти, не инициирует экспертизу данных книг, в общем, не бьёт во все колокола. Потому, что сама эта должность и защищаемые ей права изначально не были направлены на защиту детей в нашем, традиционном понимании.

Уполномоченный декларирует приоритет прав детей над правами родителей, тем самым попирая авторитет родителей и разрушая институт семьи. Он защищает права, а не самих детей.

Какие это права? А вот какие: право детей вступать в брак с 14 лет, право детей на обращение в государственные органы. Эти права разъясняются Семеновой С.Н. охотнее.
А вот как уполномоченный разъясняет детям, что наркотики употреблять НЕЛЬЗЯ: «С правовых позиций употребление одурманивающих веществ не расценивается как правомерное поведение». С точки зрения детей, «употребление не расценивается как правомерное» - это не запрет. А значит можно и попробовать. И далее: «Вряд ли вам без помощи специалиста вам удастся разобраться в том, каков истинный размер дозы наркотика, который вам предлагают хранить дома за деньги – крупный или нет». Тут вообще без комментариев. Правда, уполномоченный тут же приводит статьи законов, по которым могут привлечь детей за употребление и хранение наркотиков. Но, скорее всего, у ребенка не отложится это в голове. А отложится только то, что «не расценивается как правомерное».

Нет-нет, я совсем не хочу сказать, что все уполномоченные культивируют ювенальные ценности. Это, к счастью, не так. Как гласит русская пословица: «Не место красит человека, а человек – место». Вот во Владимире, например, уполномоченный по правам ребенка предпринимает все меры для изъятия книг о сексе для детей из продажи , а в Красноярске - поддерживает Родительское Сопротивление .

При написании этой статьи, изучив материал подробнее, поймала себя на мысли, что по большому счёту, должность уполномоченного – это совершенно бесполезная трата бюджетных денег. Судите сами.
К полномочиям уполномоченного относится:
1. Осуществлять приём граждан, рассматривать обращения и информацию по вопросам, связанным с нарушением (угрозой нарушения) прав, свобод и законных интересов детей;
2. Направлять органам государственной власти Иркутской области <…> свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав ребенка;
3. Информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав ребенка;
4. Осуществлять сбор, изучение и анализ информации о нарушении прав ребенка;
5. Вносить в органы государственной власти Иркутской области <…> предложения по совершенствованию их деятельности в сфере обеспечения и защиты прав ребенка;
6.Осуществляеть просветительскую деятельность, содействует повышению информированности граждан в области прав ребенка;
7. Представлять ежегодные доклады по вопросам соблюдения прав ребенка.

То есть вся его работа заключается в том, что бы собирать информацию о нарушенных правах и передавать в другие органы власти. Вот и вся работа.

Так произошло и с книгами: С одной стороны – декларирование прав детей на защиту их от негативной информации, а с другой стороны отписка в том, что «полномочия отсутствуют».

«Экспертным советом при уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области совместно с представителями Роскомназдора, Роспотребнадзора и Прокуратуры Иркутской области было проведено совещание по одному из спорных вопросов (!!!) (выделено автором): речь шла о распространении в книжных магазинах определенной литературы по половому просвещению несовершеннолетних. Изучив эту конкретную ситуацию, мы выявили ряд серьезных, системных пробелов в законодательстве и правоприменительной практике, наметили перспективы межведомственного взаимодействия» - так отчиталась в проделанной работе Светлана Николаевна в Вестнике экспертного совета при уполномоченном по Иркутской области (август 2013 года).
Как говорится: «Чем смогла, тем помогла! Выявила ряд проблемных вопросов». Вот на это - полномочий достаточно.

И хотя сейчас идёт информационная кампания по укреплению мифа о «недопустимо широком распространении жестокого обращения с детьми их родителями» и «некомпетентности родителей», только мы, родители, сможем защитить наших детей от растления и от таких вот «защитников прав детей».
 

Хмурова Оксана. РВС. Иркутск.

 

Категория: