ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УБИЙСТВА БУДУЩЕГО

В августе 2013 года состоялось прелюбопытное мероприятие – Форсайт-флот. Два теплохода отплыли из Санкт-Петербурга по маршруту Кижи – Валаам – Санкт-Петербург. В течение восьми дней участники путешествия разрабатывали форсайт-проекты «Российское образование 2030», «Превентивная медицина», «Публичные пространства и городское искусство», а также «Форсайт компетенций 2030». Для тех, кто пока не привык к навязываемым англицизмам поясним, что форсайт – это метод «проектирования» будущего в той или иной сфере. Впервые его начали использовать в сфере технологии, затем – в сфере бизнеса, а теперь вот и в общественно-политической сфере. 

Организаторы и участники форсайт-флота

Кто же взял на себя труд по формированию новой, так сказать «продвинутой» реальности? Организаторами выступили Агентство стратегических инициатив, созданное по распоряжению Председателя Правительства РФ В. В. Путина в 2011 году и Российское управленческое сообщество, созданное на базе Общероссийского Координационного совета объединений участников Президентской программы подготовки управленческих кадров. Партнеры проекта – государственный университет Высшая школа экономики, а также ОАО «РВК», государственный фонд венчурных фондов, созданный Правительством РФ в 2006 году. Экспертами выступили представители вышеназванных организаций, а также госчиновники высокого ранга, деятели из Сколково и некоторые другие.

Надо сказать, что эксперты нынче стали очень востребованы. К примеру, при Правительстве РФ в августе 2012 года был сформирован Экспертный совет, куда вошло по опубликованным данным 200 человек. Этот еще один элемент Гражданского общества, являющийся базовой структурой проекта Открытое правительство, сформирован из уже знакомого нам контингента (эксперты Форсайт-флота): представители крупного бизнеса, представители Высшей школы экономики и Сколкова, а также единичными экземплярами типа Федора, сына Сергея Бондарчука и Степана, сына Александра Солженицына. Плюс главные редакторы «Литературной газеты» и «Искусства кино» и один учитель физики. И вот вся эта «лучшая часть» общества, наиболее граждански настроенная, печется о нас сирых, ночами не спит, все думает, как же лучше наладить «диалог» между властью и народом.

Во время проведения Форсайт-флота в выработке образа будущего по четырем направлениям принимали участие более 500 бизнесменов, чиновников, преподавателей, студентов, музыкантов и прочих креативно мыслящих слоев населения. На пресс-конференции по итогам Форсайт-флота Дмитрий Песков, член Экспертного Совета Правительства Российской Федерации, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив сказал: «Очень важно, что та стратегия, которая вырабатывалась на пароходе была общественной. Это совершенно новый тип общественного продукта, которого до сих пор практически не было в стране. У нас до сих пор считалось, что стратегия – это то, что пишет государство, или то, что делают компании ради своих коммерческих интересов. Сама возможность того, что общественные лидеры, бизнес и представители государства объединятся вместе ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, которая не требует включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку – такого рода возможность не реализовывалась».

Напомним, что технология форсайта не является лишь простым способом «договориться» друг с другом успешных и креативных. Организаторы данного события отнюдь не являются лидерами общественных объединений, они являются порождением государственных же органов власти, достаточно взглянуть на историю создания АСИ и РУС. По данным журнала «Русский репортер» Агентство стратегических инициатив в течение нескольких лет разрабатывало форсайт-прогноз «Образование-2030». Приглашенные же на мероприятие представители креативного класса являются скорее и массовкой, и зрителями разыгрываемой «мистерии» по созданию образа будущего нашей страны.

Форсайт-проект «Российское образование 2030»

В декабре 2010 года подобный форсайт-проект «Детство 2030» должен был быть представлен на рассмотрение тогдашнего Президента РФ Дмитрия Медведева, но лишь усилиями родительской общественности, собравшейся на Форум в кинотеатре «Пушкинский» и выступившей против этой пакости, был остановлен. Нынешний форсайт «Российское образование 2030» в какой-то мере является наследником «Детства 2030». В какой-то, поскольку его создатели планируют с помощью образования изменить российское общество в соответствии с веяниями времени при помощи все тех же «Детских городов», «компетентного родительства» и изменения роли учителя и взрослого вообще.

Образованию буквально ставится условие: если оно хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно пересмотреть свои «константы» – например, принцип классно-урочной системы или деление на предметы. «Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» — считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030». Авторы форсайта проповедуют идею индивидуальной образовательной траектории и ничуть не стесняясь говорят о том, что обычная школа останется, но это будет «безопасная камера хранения для детей».

«А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно. Допустим,умный подросток в 14 лет определяет, что ему в ближайший год нужно пройти углубленный курс ядерной физики, научиться играть на гитаре, изучить основы китайского языка, пройти краткий курс теории вероятности и попрактиковаться в проведении социологических исследований.
 

Обычная районная школа такой комплект вряд ли предоставит, но это не проблема — на дворе 2030 год и детали конструктора разбросаны по всему пространству: интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, неформальные образовательные сообщества.

Конечно, для определения образовательной траектории одного желания ученика мало. Многие вообще выберут углубленный курс лежания на диване в качестве основного предмета. Чтобы эта система заработала, нужно многое: психологи-консультанты, персональные тьюторы, курсы повышения квалификации для родителей. Но ведь такое вполне реально». Это цитата из хвалебной статьи корреспондентов издания «Русский репортер», которые наряду с остальной «общественностью» «договаривались» о том, как они будут разрушать остатки советского образования. То есть государство по мнению прожектеров не должно участвовать в формировании высокообразованной нации, и вообще неплохо бы, чтобы оно самоустранилось. Государство сохранит только две функции: «удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) и поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования (которые зависят от экономическо-политической стратегии государства)». Государству предписывается создание системы образования «двух коридоров». Надо думать, делиться ученики будут на не на умных и ленивых, а богатых и бедных. Прощайте, равенство и братство!

Еще одна новация – непрерывное образование в течение всей жизни. Постоянные изменения будет диктовать все время меняющийся рынок труда. Также пророчится несистемное образование по типу Lego-образования («человек, собери себя сам»). То есть учащийся сможет полностью собрать свою траекторию базового и профессионального образования и быть конкурентным даже без посещения школ и вузов. Широко вводимое уже сейчас портфолио ученика будет отображать все его «достижения» на протяжении учебы: дипломы, награды, сертификаты и прочее. Ожидается постепенный выход государства из образовательной сферы и напротив, вхождение в образовательную сферу негосударственных общественных организаций.

Авторы форсайта практически уверены: в ближайшие 7-10 лет широко распространится онлайн-педагогика, на рынок образовательных услуг придут международные провайдеры (Университет миллиардов), существенную роль в образовании будет играть игровая компонента (виртуализация).

Мы видим, как система образования трасформируется из механизма, сохраняющего и передающего от поколения к поколению культурное наследие общества, формирующего единое ценностное пространство, объединящего общество для выполнения высоких задач, в инструмент атомизации, разрушения целостности общества, да и целостности вообще. Целостности сознания, целостности семьи, целостности страны и общества.

Краткий обзор остальных проектов форсайт-флота

Проект «Форсайт компетенций 2030» продолжает линию Форсайта образования. Он подразумевает изменение системы подготовки по рабочим специальностям и содержит рекомендации к созданию системы подготовки ремесленников. Большое внимание уделяется таким специальностям, как инженер, экономист, управленец. Предлагается заменить ФГОС и федеральные профессиональные стандарты на глобальные модели компетенций (по образцу World Skills) в тех отраслях, которые требуют постоянного обновления технологий и встроены в глобальную производственную практику.

Форсайт «Превентивная медицина» фокусирует внимание на активном долголетии человека. Человеку предлагается привить культуру ответственности за свое тело. Авторы замахнулись аж на бессмертие! Особенно любопытно изменение парадигмы «Деньги – Товар – Деньги» на парадигму «Здоровье – Деятельность – Здоровье». Что бы это значило? Здоровье человека становится как бы идолом, предметом служения, всеобщей ценностью, утверждение которой регламентируется государством. Надо сказать, что в российских школах уже сейчас ведется активная работа в этом направлении. С 2010 года повсеместно внедрены так называемые Кабинеты здоровья и ведется соответствующая работа с детьми от 1 до 11 классов. Один из лозунгов работы кабинета – «Быть здоровым – значит быть успешным!»

Для того, чтобы активным долгожителям комфортно было проживать свою жизнь, у авторов Форсайта «Публичное пространство и городское искусство» предусмотрено становление городов как пространств для роста продолжительности жизни до 100-120 лет (за счет повышения экологичности, снижения уровня стресса, новых практик здравоохранения и др). При этом прогнозируется тотальное вымирание городов, не нашедших своего предназначения. Чтобы этого не произошло, предлагается объединение городских сообществ для выработки и реализации миссии (предназначения) города (город-завод, город-музей, город-фестиваль, город здоровья и т. п.). Еще одна любопытная деталь: повсеместное проникновение цифровых решений (оцифровывание пространства, деятельности и персональных данных).

Резюме автора

Авторы проектов ловко совершают подмену причин и следствий. На сайте, посвященном Форсайт-флоту, мы читаем: «На дальнем горизонте основным вызовом для России и глобального сообщества является радикальное изменение наших представлений о культурных нормах и этических основаниях вследствие распространения новых технологий. В частности, происходящая на наших глазах революция в области наук о жизни (в т.ч. в генетике и нейрофизиологии) и в информационных науках в течение жизни одного поколения может создать явления сверх-высокой продолжительности жизни, синтетической жизни, людей-киборгов, искусственных личностей человеческого уровня – и многие другие (пока фантастические, но уже довольно близкие к реализации) технологические решения».Отсюда становится понятным, почему так общедоступна (то есть бесплатна) высокотехнологичная медицинская помощь, при том, что нехватка педиатров в районных поликлиниках достигает 70 %. Сверхзадача – усовершенствование технологий для продления жизни. Разрушился сустав – новый поставим! Сердечко барахлит – искуственный мотор заведем! А вырастить здоровым новое поколение – цели такой не стоит. Напротив, молодым родителям сейчас внушается мысль, что здоровых детей в наше время практически нет.


Что это означает? А то, что у нас на глазах искусственно моделируется новая аксиологическая (ценностная) реальность, соответствующая тому человеку, которого по кальке западных «креаторов» моделирует наша продвинутая творческая и научная псевдоэлита. Тому «новому человеку», который существует наравне со всеми этими киборгами, вечноживущими старцами, синтетической жизнью, и, по существу, уже не является человеком традиционного образца.Для такого человека мало нового тела, ему нужна и душа нового типа. Вам не кажется, что где-то мы уже слышали подобное? Все это хомо-конструирование очень напоминает проект под названием «сверхчеловек», знакомый нам по разработкам середины ХХ века в основном немецкого образца... Но это так, на уровне ассоциаций.

Таким образом, слом культурного ядра – всего лишь одна из целей «экспертов», так сказать, второстепенная. Основная же – прорисовать детально постчеловечество, в формировании которого играет наиглавнейшую роль освобожденное от государственной опеки образование. Для достижения именно этой цели затевались «массовые катания» на теплоходах «Маяковский» и «Коротков».



Елена Козлова, РВС, "Суть времени", Тверь.