Сейчас мало хороших детских книжек. Мне вот на ум приходят только те, что были изданы лет тридцать и более назад. Может, я, конечно, не в курсе всех тенденций. Походил по интернет-магазинам, из детского обнаружил всяческие обучающие чтению книги для детей от 3 до 6 и энциклопедии для детей постарше. Одна из них меня поразила тем, что печатается в 38 томах. Бедные дети.
Да, есть ещё множество фильмов и мультфильмов типа «для детей». Среди них так же виден обучающий тренд: практикумы от математики до клубных танцев, пособия по изучению английского языка, сами мультики от американских студий. Немного отечественных.
Я не обнаружил фантастики. Не обнаружил ни аналогов сказочных Мумми-троллей, ни Алисы Селезнёвой, более научно-фантастической. Нет и простых рассказов и повестей похожих на «Путешествие Голубой Стрелы» или «Джельсомино в стране лжецов» Джанни Родари. Носовский Незнайка с его жизнью на Земле и путешествием на Луну также не имеет конкурентов. Может, я плохо искал. Нашел единственный проект «Звёздный кот», авторы которого заявляют что хотят дать детям хорошую научную фантастику. Здоровую, без разрушающих психику подтекстов, без маньяков и наемных убийц, предлагаемых в качестве главных героев, спасающих вселенную. Но это скорее выходящее из ряда вон явление. В целом, новых хороших научно-фантастических книг для детей крайне мало. Есть много книг в стиле "фэнтези", но они ведь не про будущее. Они скорее зовут назад, в средневековье. Взрослые больше не хотят учить детей мечтать?
Хорошо, хоть не наткнулся на нечто, что, как писал выше, может разрушить психику ребёнка и подростка. Есть и такие книги, издаются не без зарубежной помощи. См. видео и доклады с круглого стола «Как родительское сообщество может защитить детей от вредной информации», организованного РВС в Петербурге накануне Дня защиты детей. Особенно меня задела тема самоубийства в литературе для детей.
А что касается умения мечтать, то вот в апреле-мае 2012 года мы проводили исследование детских рисунков, одной из целей которого было как раз выявление образа будущего у наших детей. Результаты оптимизма не внушают. Работать в этом направлении необходимо. В первую очередь работать на то, чтобы у взрослых появился, наконец, образ будущего, который им не стыдно будет предложить детям.
Тимур Гудков. РВС, Санкт-Петербург.