Самой жестокой психологической травмой является разлучение ребенка с родителями, заявила эксперт Роскомнадзора, детский клинический психолог, помощник члена Общественной палаты РФ Жанна Тачмамедова 27 февраля на слушаниях в Общественной палате по теме «Итоги мониторинга действий органов межведомственного взаимодействия по отобранию детей из семей», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
В разговорах о психологическом насилии часто забывают, что именно разлучение с родителями наносит огромный вред психике ребенка, сказала психолог.
Жанна Тачмамедова рассказала, что чем младше ребенок, тем сильнее последствия отъема от родителей для его психического развития. До 4-х лет ребенок не может ни осмыслить, ни справиться с этой ситуацией. Он не может выжить без матери, и ее потеря несет угрозу его жизни.
У детей, насильно разлученных с родителями, развиваются депрессивные расстройства, умственная отсталость, наблюдается задержка физического развития. Часто начинается регресс — дети, недавно научившиеся ходить и говорить, теряют эти навыки.
По словам психолога, у совсем маленьких детей в период до года разлучение с родителями вызывает резкий рост смертности. Так, из разлученных с родителями совсем маленьких детей погибли 37% (несмотря на хорошие условия в приютах), тогда как в семьях смертность детей того же возраста составила только 2%.
Жанна Тачмамедова напомнила, что нередко социальные работники говорят: пусть лучше ребенок несколько месяцев побудет в приюте, а мать побегает поищет документы. Они не понимают, что даже непродолжительная разлука с матерью крайне травматична для маленьких детей. Из практики РВС, все дети до 3-4 лет, изъятые из семьи, чем-нибудь заболевают.
Эксперт рассказала об исследовании, проведенном американскими психологами. По ее словам, в результате исследования было выявлено множество расстройств, возникающих у детей, потерявших родителей. Причем даже смерть одного из родителей в малом возрасте не приносит столь сильного вреда здоровью, как разлучение с родителями.
Помещение детей в приемные семьи, сообщила Жанна Тачмамедова, не решает проблем. Даже у усыновленных детей (то есть в семьях, взявших детей к себе навсегда) наблюдается в 4 раза больше случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Но сейчас в России внедряется система фостерных, то есть временных замещающих семей западного образца. В такие семьи детей берут в опеку за деньги. Дети при этом могут многократно передаваться из семьи в семью. У детей, выросших в этих замещающих семьях, наблюдается даже больше психологических нарушений, чем у детдомовцев. В частности, из фостерных семей выходит повышенный процент преступников.
«Эту систему необходимо останавливать, поскольку она чудовищна», — подытожила Жанна Тачмамедова.
Слушания в Общественной палате Российской Федерации по теме «Итоги мониторинга действий органов межведомственного взаимодействия по отобранию детей из семей. Предложения о законодательном заслоне от ювенальных норм, заложенных в законодательные акты РФ, в том числе в ФЗ № 442 „Об основах социального обслуживания граждан в РФ“» проходили 27 февраля.
Напомним, что организация РВС создана в 2013 году. Одна из главных целей организации — помощь семьям, из которых незаконно изъяты дети. Активисты РВС работают более чем в 50 регионах страны. За время своей деятельности «Родительское Всероссийское Сопротивление» получило более 600 обращений от семей. В 64% случаев организация признала неправомочность действий органов опеки.
Напомним также, что 1 января 2017 года Владимир Путин поручил Министерству труда и социальной защиты, Общественной палате РФ и уполномоченному по правам ребенка РФ выяснить, насколько избыточными и неправомерными являются действия органов власти, направленные на изъятие детей из семей, и другие попытки вмешаться во внутрисемейные отношения граждан России.