Приказ Департамента образования Севастополя о создании «родительского патруля» противоречит закону и Конституции РФ. Об этом рассказала юрист, представитель общественного комитета по защите традиционных и конституционных прав граждан от автоматизированной обработки персональных данных и электронной идентификации при Госдуме Елена Петрова 11 марта в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
«Данный приказ (приказ №143-П от 14 февраля 2018 года «Об утверждении Положения о создании родительского патруля в общеобразовательных организациях и организациях среднего образования города Севастополя» — прим. ИА Красная Весна) во многих пунктах нарушает Конституцию РФ, а также действующее законодательство РФ (ст.23 Конституции Российской Федерации; ст.152.2 Гражданского кодекса РФ об охране частной жизни; ст.137 Уголовного кодекса РФ о нарушении неприкосновенности человека)», — заявила Петрова.
По ее словам, обеспокоенным родителям необходимо обратиться в прокуратуру города с требованием проверить данный документ на соответствие конституционным нормам и законодательству РФ.
«Конечно, существуют ограничения конституционных прав и свобод, но они могут иметь место только в условиях чрезвычайного или военного положения», — пояснила юрист.
«На данный момент в России определение и признание безнадзорности и беспризорности происходит на основании собственных частных представлений работников ОВД о „надзорности“. Например, основанием для изъятия ребенка (не путать с отобранием по ст.77 СК) может послужить „антисанитария“ — опять же в понимании конкретных полицейских, „болезнь ребенка“ — например, сезонный ОРВИ или особенности развития ребенка, отличные от тех, которые полицейские считают „нормальными“ и т. д. Акт безнадзорности обычно составляется полицейскими, которые решили, что ребенок безнадзорный или беспризорный. Многие не делают различий в силу правовой безграмотности и поэтому часто забирают детей по надуманным основаниям. Что тогда говорить о тех безграмотных родителях, которые будут входить в родительский патруль и приходить домой к гражданам? Неужели они будут грамотнее, чем полицейские? Но мы то знаем, что наличие „антисанитарии“ или отсутствие спальных мест, болезнь ребенка и т. д. никоим образом не может рассматриваться как убедительный признак наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью, тем более в отношении всех детей», — отметила эксперт.
«Полицейские или представители опеки зачастую этого не знают и законы игнорируют в угоду своим отчетам о проделанной работе. Таким образом, немедленное отобрание детей осуществляется зачастую полицейскими вопреки нормам действующего законодательства. И так и будет продолжаться и сейчас, только теперь им будут помогать уже сами родители. Какое лицемерие!» — заключила Петрова.
Напомним, что Департаментом образования Севастополя 14 февраля 2018 года был принят новый приказ, предусматривающий выявление неблагополучных семей силами родителей. В соответствии с ним, в севастопольских школах, техникумах и профучилищах должен быть создан так называемый родительский патруль для «профилактики, предупреждения и пресечения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних», а также для «активизации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении».
Отметим также, что многие представители родительской общественности обеспокоены принятием данного документа, так как видят в нем ювенальные закладки, разрушающие традиционные семейные ценности.
Комментарий редакции
На первый взгляд, инициатива севастопольских чиновников по созданию так называемого родительского патруля может показаться здравой и справедливой, поскольку активные представители общественности, небезразличные к судьбам своих детей, во многих регионах нашей страны годами добиваются от властей инструментов для осуществления родительского контроля. Однако из подписанного севастопольским департаментом образования приказа следует, что в состав патруля могут войти не только родители, а и представители фактически любой структуры — «по необходимости». Таким образом, такой родительский патруль становится очередной фикцией и лишь иллюзией выразителя общественного мнения.
Более того, этот инструмент контроля, предоставленный местными властями севастопольским родителям, впоследствии может стать опасным ювенальным оружием, направленным на разрушение института семьи. Ведь данный документ, по факту, позволяет одним родителям следить за другими и выявлять «неблагополучные семьи», а также легализует доносы. Ведь в приказе четко прописано, что о результатах рейда, в том числе о выявленных «неблагополучных семьях», руководство школы обязано сообщить в органы опеки и правоохранительные органы.
Кроме того, вызывают сомнения многие формулировки, фигурирующие в документе. Возьмем, к примеру, пункт, в котором речь идет о «выявлении семей, в которых воспитание и содержание несовершеннолетних детей осуществляется ненадлежащим образом». Ни в тексте самого приказа, ни в приложении к нему нет ни слова о критериях «надлежащего» воспитания и содержания. Есть опасность, что главным критерием станет субъективная оценка членов родительского патруля. Это не говоря о том, что рейды такого родительского патруля могут стать средством решения личных конфликтов одних родителей с другими.
Такая ювенальная инициатива исполнительной власти Севастополя в преддверии президентских выборов может вызвать массовые недовольства севастопольских родителей и стать мощным дестабилизирующим фактором.
Регион: