По вопросу установки памятников легионерам чехословацкого корпуса (белочехам) в Российском военно–историческом обществе (РВИО) разделяют официальную позицию России, 25 апреля, в ответе на запрос ИА Красная Весна, заявила руководитель Департамента по информационной политике РВИО Надежда Усманова.
В запросе редакция ИА Красная Весна просила прояснить позицию РВИО по двум вопросам
1. Следит ли РВИО за ситуацией с данными памятниками?
2. Как Вы можете оценить острую социальную реакцию, а также действия на фоне этого региональных властей, министерства обороны РФ и военного ведомства Чешской Республики?
Усманова пояснила, что в РВИО «разделяют позицию Российской Федерации, изложенную в Соглашении с Чешской Республикой о взаимном содержании военных захоронений от 11 августа 1999 года».
«В том, что касается установки памятников, не связанных непосредственно с местами воинских захоронений, Общество считает реализацию любых новых мемориалов, обращающихся к эпохе Гражданской войны в России, возможной только в контексте поиска путей исторического примирения», — отметила Усманова.
Ответ РВИО редакции ИА Красна ВеснаОтвет РВИО редакции ИА Красна Весна
Напомним, соглашением между правительством РФ и правительством Чешской Республики о взаимном содержании военных захоронений от 11 августа 1999 г. определено, что «„чешскими военными захоронениями“ являются места на территории Российской Федерации, где захоронены чешские граждане (граждане бывшей Австро-Венгрии и бывшей Чехословакии), погибшие в результате войн, вооруженных конфликтов, в плену или в результате их последствий, включая индивидуальные и братские могилы, кладбища или участки кладбищ, памятники и мемориалы, установленные на этих местах».
Под «„обустройством военных захоронений“ понимается — установка ограждений, памятных знаков, надгробий, памятников или иных мемориальных сооружений или их восстановление, а также другие мероприятия, предусматривающие конструктивные изменения военных захоронений».
В п. 3 ст. 4 Соглашения говорится, что «Обустройство вновь обнаруженных военных захоронений будет производиться, как правило, в местах нахождения останков или, если это окажется невозможным, в иных местах, достойных памяти погибших».
Также напомним, Александр Жермилев — эксперт Ассоциации «Военные Мемориалы», реализующей межправительственное соглашение между Чехией и Россией о содержании воинских захоронений, заявил, что «в Бугульме на сегодняшний день захоронений не найдено, захоронения были в 1918 году, но они утрачены. В местах отсутствия захоронений чешская сторона при нашем содействии устанавливает памятные знаки в местах боев».
Позже в администрации Бугульмы подтвердили отсутствие как захоронений белочехов, так и боевых действий с ними.
По мнению официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, для преодоления негатива граждан к памятникам белочехам «очень важно действовать при помощи и при взаимодействии с такими крупными и уже не раз доказавшими свою эффективность структурами как Российское военно-историческое общество, которое поможет найти правильные формы и в данном очень непростом вопросе».
Комментарий редакции
РВИО очень аккуратно и лаконично комментирует ситуацию. Главное, что сказано: в войне за сохранение нашей истории РВИО выступает за исполнение буквы межправительственного соглашения, где достаточно четко сказано, что установка памятных знаков возможна только в случае обнаружения захоронения, т. е. останков, принадлежащих гражданам Австро-Венгрии и Чехословакии.
Также, по мнению РВИО, установка памятников белочехам в отсутствие захоронений возможна «только в контексте поиска путей исторического примирения». Граждане в регионах России более 10 лет сопротивляются установке памятников белочехам, аргументируя это тем, что останков белочехов в центральных частях городов и на вокзалах нет.
Читать также: В Чехии признали поражение в деле установки памятников белочехам в Самаре
Граждане не готовы принять героизацию мародеров и убийц мирного населения. Они совершенно четко дают понять, что ни о каком примирении с белочехами и тем, что они совершили в годы Гражданской войны, речи быть не может. В свете этого позиция РВИО состоит в том, что условия для установки памятных знаков легионерам чехословацкого корпуса отсутствуют.