Забота о зданиях, а не о людях — что не учтено в плане переезда СПбГУ?

Представленный недавно проект нового размещения для СПбГУ обещает удобство, простор, развитие и толчок в развитии науки. По проекту под единый университетский кампус планируется отвести участок площадью в 150 га. На нем должны быть размещены как учебные корпуса и общежития на 25 тысяч студентов, так и спортивные объекты, медицинский комплекс, площадки для проведения конференций и так далее.

Всё ли учли проектировщики нового «единого кампуса» для СПбГУ? Ту ли проблему они решают? Или они думают о несколько вторичных вещах, и их действия могут привести к бесполезным затратам и нанести вред старейшему вузу города?

Свое мнение о планах переезда СПбГУ в единый кампус рассказал корреспонденту ИА Красная Весна один из сотрудников физического факультета СПбГУ.

Корр.: Какую проблему, на ваш взгляд, стоило бы решить в Университете в первую очередь?

Собеседник: Основа университета — это не здания, а преподаватели и студенты. Одна из серьезнейших проблем факультетов, которые в Петергофе — то, что очень мало желающих туда из Санкт-Петербурга ездить. На мой вопрос, почему выпускники физмат школ поступают не к нам на физфак, а в Политех, ИТМО или ЛЭТИ, у них один ответ: далеко ездить. Обычно получается 1 час 40 мин в одну сторону. Поэтому основная часть поступающих теперь — иногородние. Так что проблема, скорее, состоит в том, чтобы вернуться в центр города, а не сменить один пригород Санкт-Петербурга на другой, при этом менее удобный преподавателям.

Корр.: А где в основном проживают преподаватели?

Собеседник: На физфаке примерно половина преподавателей живет в центре Санкт-Петербурга, половина — в 23-м квартале Петергофа, где им дали жилье при переезде физфака в Петергоф. Сейчас часть занятий проходит в Петергофе, часть — в центре города, что позволяет тем, кто живет в центре Санкт-Петербурга, вести значительную часть занятий недалеко от дома. А те, кто живет в Петергофе, также ведут занятия недалеко от дома — в Петергофе. Ездить в Пушкин ни из центра, ни из Петергофа никто не будет. Проще найти другое место работы.

Корр.: Есть какие-либо иные препятствия для переезда, кроме транспортных?

Собеседник: Научные установки с места на место просто так не перевезти. И стоят они очень дорого. По официальной информации, в 2018 году в СПбГУ имелось 26 ресурсных центров с дорогостоящим оборудованием на 7 миллиардов рублей, плюс еще имеются уникальные научные установки на физфаке и химфаке. И требуются как минимум 5 лет и большие денежные вложения, не говоря о труде высококвалифицированных специалистов, для создания к этому оборудованию соответствующей инфраструктуры.

Читайте также:Старейший университет СПбГУ — на выселки? Что говорят студенты и профессура

Перевезти их на новое место — проблема, мягко говоря. Если все 45 миллиардов рублей на перемещение старого и закупку нового оборудования потратить, этого, конечно, хватит. Только никто все деньги на это тратить не будет. Лучше найти на порядки меньшие суммы на ремонт имеющегося оборудования. А то часто возникают ситуации, что прибор стоимостью миллионы долларов не работает из-за того, что нет нескольких тысяч, а то и сотен долларов для закупки вышедших из строя частей, поскольку при закупке приборов ректорат заранее не предусмотрел создание денежного фонда для ремонта оборудования.

Проблема взаимодействия между факультетами из-за отсутствия единого кампуса — надуманная. В настоящее время можно без проблем общаться в реальном времени с людьми в разных точках мира, а не то что между разными факультетами СПбГУ в одном городе. Но вот сделать нормальный беспроводной доступ к интернету во всех помещениях СПбГУ и увеличить в разы количество компьютерных классов и все их оснастить проекторами, а также упростить доступ студентов к вычислительным ресурсам — это насущная проблема.

Создание в СПбГУ инфраструктуры, делающей проведение видеоконференций и доступ к вычислительным ресурсам простыми и удобными для преподавателей и студентов — это реальная насущная задача, позволяющая СПбГУ быстро продвинуться вперед в рамках озвученной руководством страны стратегии развития цифровой экономики. Перенос кампуса не только не ускорит решение этой задачи, но отодвинет ее на долгое время.

Надо решать реальные проблемы университета, а не надуманные.

Корр.: У проблемы нехватки площадей нет решения?

Собеседник: Казалось бы, в Петергофе вокруг зданий университета полно пустых, не используемых земель. Если есть желание строить новые здания и нет возможности делать это в центре города — надо строить рядом с имеющимися, при необходимости решив через правительство проблему собственности на эту землю. Но не в отсутствии единого кампуса проблема.

Читайте также: Очень трудно добираться. Далеко или близко «единый кампус» СПбГУ?

Вновь образованные факультеты почему-то не рвутся в Петергоф, а, наоборот, стараются закрепиться в центре города. Да и тем факультетам, которые сейчас в Петергофе, лучше бы начать возвращаться в центр города. Начать строить общежития на Васильевском острове, оборудовать максимальное количество доступных зданий для учебного процесса и после этого переносить практически все учебные занятия на Васильевский остров. А ресурсные центры и те научные лаборатории, где имеется оборудование, переместить которое затруднительно, оставить там, где они имеются.

Но без планов возврата в центр города у старых факультетов проблем с помещениями сейчас нет. Тем более что прием сокращают, преподавателей тоже.

Корр.: Происходят сокращения?

Собеседник: Да, сейчас у нас в результате сокращений остались только специалисты экстра-класса. Им найти новое место работы несложно.

Корр.: А в чем причина сокращений?

Собеседник: Сокращения происходят не только в СПбГУ. Правительство и Министерство науки и высшего образования добиваются сокращения в одинаковой пропорции преподавателей во всех вузах. Что в заведениях, только носящих название «вуз», а реально не дающих высшего образования, что в ведущих вузах. Они требуют увеличения нагрузки на преподавателей до 15 студентов на одного преподавателя.

На любые протесты против сокращений выставляется претензия к нам — что мы «плохо работаем», из-за чего СПбГУ проваливается в мировых рейтингах. А то, что физфак по публикациям мирового уровня (индексируемых в WOS и Scopus) обеспечивает очень значительную часть публикаций всего СПбГУ и среди физических факультетов вузов РФ уступает только МГУ, игнорируется. Нам говорят, что факультет должен конкурировать не с факультетами вузов, а с целыми вузами — МФТИ и МИФИ, у которых бюджетное финансирование несоизмеримо выше.

Корр.: А что помогло бы улучшить ситуацию в вузе?

Собеседник: Проблема не только с СПбГУ, а со всеми ведущими вузами. Надо восстанавливать академические свободы и уменьшать бюрократизацию. В первую очередь — уменьшать влияние на дела вузов административного аппарата. Соблюдать баланс между централизацией и децентрализацией. Те вопросы, которые могут быть решены на уровне кафедр, решать на уровне кафедр и не выносить на уровень факультетов. А те вопросы, которые могут быть решены на уровне факультетов, решать на уровне факультетов и не выносить на уровень всего СПбГУ.

Надо восстановить выборность ректоров ведущих вузов. Ректор — это не феодал, получивший во владение собственность вместе с крепостными работниками, и не работодатель, нанимающий рабочую силу. Это должен быть ученый мирового уровня, способный на основе присущих научно-образовательному сообществу традиций академических свобод воплотить в жизнь современные тенденции развития науки и образования.

Надо увеличивать роль факультетов и кафедр — вернуть им права, часто отбираемые в последние годы ректорами вузов. Что якобы повышает управляемость вузом, а реально приводит к повышению бюрократизации. Увеличивать роль выборных органов вузов и факультетов: ученых советов, диссертационных советов. Выводить их из-под влияния ректоров, проректоров, деканов, директоров институтов. Не допускать реорганизации факультетов (с выборной администрацией) в институты (с назначаемой ректоратом администрацией).

Решать вопросы, затрагивающие жизненно важные интересы работников СПбГУ, типа переноса помещений СПбГУ на новое место, с учетом мнения работников. СПбГУ — это в первую очередь преподаватели и научные работники, являющиеся носителями научных школ и традиций обучения студентов на факультетах и кафедрах СПбГУ, а во вторую очередь студенты, ради обучения которых существует СПбГУ. И именно мнение преподавателей, научных работников и студентов должно быть решающим в вопросах переезда.

Надо увеличивать финансирование научной деятельности. Финансировать поездки с докладами на ВСЕ конференции международного уровня, труды которых публикуются в изданиях, индексируемых в WOS и Scopus — а не призывать ездить на конференции за свой счет, уходя в отпуск за свой счет. Оплачивать ВСЕ публикации в журналах Open access, входящих в WOS или Scopus — это обычно от $600 до $2 000 за публикацию, так как всё большее количество престижных научных журналов переходит на такой механизм финансирования вместо оплаты подписок на журналы организациями. Восстановить базовое бюджетное финансирование кафедр.

Денег на решение упомянутых проблем требуется на порядки меньше, чем на переезд, а результаты будут заведомо выше. СПбГУ — это прежде всего люди: студенты, преподавательский состав, научные работники. Нельзя относиться к преподавательскому составу как к наемной рабочей силе. В казарме научные открытия не делаются, и высококвалифицированные кадры, умеющие работать в условиях свободного выбора, не подготовить. Коллектив должен иметь возможность участвовать в принятии решений, касающихся важнейших вопросов развития вуза.

Источник