Джеймс Элдер Кристи. Гамельнский крысолов. 1881 г
Опыт дистанционного режима обучения, введенного в учебных заведениях России в период пандемии, выявил много негативных моментов этой образовательной формы. Вместе с тем, практика «дистанционки» продолжается, некоторые высокопоставленные чиновники заявляют о ее преимуществах. Это вызывает у родителей и педагогов небезосновательные опасения, что дистанционная форма обучения будет широко применяться и в дальнейшем, заменяя классические методы образования.
Как сказывается «дистанционка» на психическом и физическом здоровье детей? Какое поколение вырастет завтра из тех школьников, которых сегодня лишают традиционного образования? Свое мнение по этому вопросу высказала почетный работник образования РФ, педагог с более чем 40-летним стажем Александра Савостина (Ростов-на-Дону) в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.
ИА Красная Весна: Какие опасности несет дистанционное обучение для детей?
— Эта новая форма, еще не осознанная нами и не до конца изученная. Но уже есть результаты, и эти результаты не только должны нас настораживать, но и должны нас заставить понять все угрозы, которые несет эта форма образования.
Институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков успел провести первые исследования. Данные, с которыми знакомит нас академик РАН, доктор медицинских наук Владислав Кучма, потрясли меня и как педагога, и как человека, который болеет за будущее нашей страны.
После периода дистанционного обучения у 86,6% детей выявлены нервно-психические нарушения в поведенческой сфере. Это говорит о том, что все дети России были подвержены огромному стрессу. Наверное, этот стресс пережили и родители, и педагоги — никто просто еще не изучал, какие последствия наступили для их здоровья.
У 55,8% детей обнаружены нарушения сна. Это значит, у них нет полноценного отдыха организма. 42% — это депрессивные проявления (и это страшно!). Попробуйте вывести из депрессии даже взрослого человека, не говоря о ребенке или подростке. 41% — это астенические состояния.
Ещё 37,2% — это фобии, из них страх без конкретных причин — у 11,9% школьников. Обессивно-фобические состояния (страхи) — у 37,2% учеников, из них страхи без причин — 11,9%. Отсутствие защищенности испытывали большинство из обследуемых этой группы. При этом потеря интереса к окружающему миру выявлена у 17,3% школьников, то есть, дети погружаются в мир интернета, и жизнь начинает происходить в нереальном, цифровом мире. У 26% детей после удаленного режима обучения выявлен синдром головной боли.
ИА Красная Весна: А вы сталкивались с такими нарушениями психики детей в своей практике?
— Да. К примеру, я наблюдала фобию у одного 13-летнего подростка из Ростова-на-Дону. После марта, апреля, мая дистанционного обучения мальчик боялся выходить на улицу, боялся встретиться с полицейским, боялся столкнуться с больным человеком и заразиться. Нужно было работать с этим подростком, чтоб он снова начал выходить на улицу.
Есть и такие дети и подростки, у которых появилось чувство опасности за свою жизнь, страх, что она у них закончится уже в этом году. Это должно нас очень насторожить и заставить задуматься над проблемой дистанционного образования.
ИА Красная Весна: Какие еще опасности для здоровья детей несет дистанционное обучение?
— Параллельно с нервно-психическими расстройствами увеличились показатели в числе заболеваний опорно-двигательного аппарата, в системе пищеварения, в сердечнососудистой системе. Ведь нервно-психическая сфера — эта та сфера, которая влияет на организм в целом, на физическое и психическое развитие. И нам нельзя об этом молчать!
Сегодня многие озабочены этой проблемой. Но есть и те, которые говорят: «А ничего страшного». Они находят разные преимущества дистанционного обучения, не вникая в то, какое по здоровью поколение мы получим.
Я хочу обратить внимание на исследования Института мозга человека в Санкт-Петербурге. Там было обнаружено, что длительное сидение детей за компьютером приводит к последствиям, сравнимым с теми, которые возникают от употребления наркотиков. В коре головного мозга поражаются одни и те же центры, возникает зависимость.
В моей практике был ребенок, которому мама с самого раннего возраста давала гаджет. В результате его не могли накормить, не могли успокоить, если у него в руках не было этой «игрушки». Он макал лицо в тарелку с супом и отказывался есть. Мать была вынуждена забрать этого ребенка из дошкольного учреждения. Это было еще лет семь назад, а сейчас проблема усугубилась. Гаджеты есть практически у каждого ребенка. Да и взрослые тоже зависимы от них.
ИА Красная Весна: Как это скажется на всех нас? Как изменит человека и общество?
— При длительном взаимодействии с гаджетами теряется перспектива, видение своей жизни в будущем. Это происходит даже со взрослыми людьми, что же говорить о детях.
Страдает оперативная память — та память, которая сохраняет знания, помогает выстраивать причинно-следственные связи и в нужный момент помогает ориентироваться человеку в определенной ситуации. Вы можете заметить, если сейчас ребенку предлагается что-то решить, он говорит: «Я сейчас посмотрю в интернете». При этом он ничего не запоминает, ведь всегда можно обратиться за помощью к компьютеру.
Гиперцифровая среда ведет к исчезновению вертикальных связей, а значит разрыву культурно-исторической преемственности поколений, уничтожению традиций, родственных и авторитетных взаимоотношений. В целом, она несет угрозу культурной идентификации человека.
В России есть возможности расширения образовательного пространства (в том числе и разумного его дополнения возможностями интернета) с целью воспитания ребенка богатейшей личностью. Вместо этого всё делают так, чтоб это было во вред человеку.
Родители должны вникнуть в эту проблему, понять, что происходит с их детьми, какое будущее их ждет, какая жизнь у них будет, смогут ли они выжить в этом цифровом обществе, которое нам уже предложили?
ИА Красная Весна: Что делать родителям в этой ситуации, как бороться за здоровье и судьбу своих детей?
— Возьмем школьный класс — там много родителей. Должно вестись просвещение этих родителей, организация их сил с целью охраны собственных детей. Далее родители одного, двух или более классов могут объединиться и вести работу с родительским комитетом школы.
Сейчас у нас спущена рекомендация, чтоб директор в каждой школе сам принимал решение о введении «дистанционки». При этом на него могут воздействовать сверху. Но родители, со своей стороны, тоже могут влиять, если по-настоящему поймут, какой вред наносит их детям дистанционное обучение.
Поэтому важно взаимодействие родителей и опора на те исследования, которые освещают эту проблему. Но ученые не могут защитить наших детей, мы можем сделать это только сами! Мы можем объединиться в колоссальное сообщество. Кажется, у нас в России 14 миллионов детей. Умножьте это чисто на два — это целая родительская армия! И мы должны без объявления войны, без конфликтов, выйти на человеческий язык и понять, что у нас нет ничего более ценного в жизни, чем наши дети.
«Дети — наше будущее» — это не просто красивые слова, это очень емкая по смыслу фраза. Я не могу представить, что моему внуку и всем тем детям, которых я воспитывала, в которых вложила душу, будет угрожать полное отсутствие смысла жизни. Переход на полное дистанционное обучение — это расчеловечивание системы образования и уничтожение школы как таковой.
Традиционную школу в России сегодня надо защитить, отстоять как главенствующую форму не только обучения, но и образования, что по смыслу глубоко и емко. Она имеет право на жизнь! И она имеет право на то, чтобы мы, как общество и как родители, сохранили ее, защитили учителя, защитили своих детей.
Мы должны также учесть, что цифровой век остановить невозможно, мы в нем уже живем. Но при этом нам необходимы такие цели развития цифровой среды, чтоб они не нанести урон воспитанию и формированию человечности в растущем человеке, чтоб помогли вырастить достойного гражданина страны, любящего свою землю, свою культуру, стремящегося к познанию, созиданию, творчеству на благо своей семьи и общества и способного защитить Родину.