Данные исследования о том, как живут дети 6-7 лет, привели специалисты Института возрастной физиологии РАО в рамках круглого стола на Московском международном образовательном салоне. Как рассказала главный научный сотрудник ИВФ РАО Марьяна Безруких, в прошлом году было проведено большое популяционное в пяти регионах России.
Специалисты изучали аспекты развития детей, которые позволяют благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Одним из главных показателей выделили речевое развитие, которое способствует либо эффективному обучению, либо становится причиной трудностей с письмом и чтением.
По словам заведующей лабораторией возрастной психофизиологии и диагностики развития ИВФ РАО Екатерины Логиновой, по многолетним исследованиям ученых у 80% современных дошкольников речь развита недостаточно. Например, во фразовой речи детей может совсем отсутствовать… глагол. А глагол – это, прежде всего, действие, а действие – это план. Планирование является важнейшим компонентом произвольной организации деятельности. Если он не сформирован, у ребенка однозначно будут трудности в обучении.
Кроме того, наблюдается рост детей, которые начинают говорить к 3 годам и позже. Как говорят специалисты, к 3-м годам в речи ребенка должны присутствовать все гласные звуки и опорные согласные. К 4-м годам – свистящие и шипящие звуки, к 5-ти годам формируются звуки "р" и "л". Чем позже ребенок начинает говорить, тем вероятнее вторичная задержка психического развития и трудности в обучении.
По итогам проведенного ИВФ РАО исследования, более трети первоклассников имеют нарушения речевого развития разной степени сложности и выраженности. А детей, имеющих уровень развития, позволяющий успешно адаптироваться к школьной жизни в начальных классах, всего порядка 34 %