Владимир Маковский. В сельской школе. 1883
Школьные управляющие советы фактически ничем не управляют, и в их состав входят люди, которые об этом даже не знают. Об этом рассказал член красноярской родительской инициативной группы Васильев Константин 14 ноября на проводимом в онлайн-формате Красноярском открытого родительском собрании по теме «Риски и угрозы дистанционного и цифрового образования».
Васильев начал с того, что в уставе 156 школы Красноярска, где обучается его ребенок, записан принцип коллегиальности. Это означает, что все решения должны приниматься сообща управляющим советом школы. Не директор должен принять решение и всех о нем уведомить, а именно управляющий совет школы. Данный принцип управления школой и в целом системой образования прописан в федеральном законе об образовании еще с 1992 года как наиболее демократический государственный принцип управления.
Согласно положению об управляющих советах, совет школы — это орган, состоящий из обучающихся, родителей и сотрудников школы. Решения совета имеют силу локальных и нормативных актов, не требующих утверждения руководителем и обязательных для исполнения всеми участниками учреждения, в том числе руководителем учреждения.
«Директора школ прекрасно знают о принципе коллегиальности при принятии решений, но из-за неосведомленности родителей и отсутствия инициативы этот важнейший инструмент управления сведен к нулю, и решение принимается единолично директором с соблюдением лишь формальности», — заявил Васильев Константин.
Состав совета — это директор, учителя, ученики и родители. Также в него могут быть привлечены эксперты по инициативе директора или управляющего совета.
«В состав нашего управляющего совета 156 школы Красноярска входит пять родителей, три из которых — это педагоги нашей же школы. Одного родителя из двух оставшихся я нашел — и представьте, она даже понятия не имела, что она входит в состав совета, пока я ей об этом не сказал. Еще одного родителя мы так и не смогли отыскать», — рассказал Васильев Константин.
По закону, в составе управляющего школьного совета не может быть больше одной трети членов из работников учреждения. И после того, как этот вопиющий факт вскрылся, директор школы сообщила, что состав управляющего совета школы уже изменен.
«Но почему-то никто не может мне сообщить ни этот новый состав, ни то, когда это было сделано. Да и на сайте школы по-прежнему старый список участников совета», — иронически заключил Васильев Константин.
По словам Васильева, остается неясным еще один вопрос: как избирался состав и первого и второго совета? По положению, родители избираются в школьный совет на собрании общешкольного родительского комитета открытым голосованием.
«Лично я состою в общешкольном родительском комитете, и эта тема не поднималась ни на одном собрании. И из присутствующих в родительском комитете никто об избрании членов совета не слышал», — пояснил Васильев.
Из всего этого активист делает вывод, что права родителей в части управления школой грубо нарушаются, а руководство школы избегает общения на эту тему. Получается, что управляющий совет не работает, а существует формально, так как со стороны родителей в нем присутствуют работники школы, которых достаточно для кворума.
Возникает вопрос, как защитить свои права родителям и провести легитимные выборы управляющего совета, набрав в состав тех, кто готов участвовать в принятии решений школы?
В заключение Васильев призвал всех родителей разобраться с тем, что происходит с управляющими советами у них в школах. Он анонсировал создание рабочей группы по этому вопросу, пригласив туда всех желающих.
Напоминаем, из-за действующих на территории Красноярского края ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией Красноярское открытое родительское собрание по теме «Риски и угрозы дистанционного и цифрового образования» будет проходить в онлайн-формате в течение двух дней 14 и 15 ноября. В его работе примут участие родители и эксперты из Красноярска, Железногорска, Ачинска, Ужура, Кодинска, Усть-Илимска, Кемерово и других населенных пунктов.