Кузьма Петров-Водкин. Девочка за партой (фрагмент). 1934
Дистанционное обучение стало индикатором многих глубинных проблем российской школы, заявила 1 октября ИА Красная Весна директор школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) (вуз-участник Проекта «5-100») Оксана Мартыненко.
В период с 14 сентября по 12 октября Всероссийские проверочные работы за 2019-2020 учебный год напишут около 6 млн школьников 5-9 классов. По мнению чиновников из Минпросвета, проверочные работы должны выявить пробелы в знаниях учащихся после дистанционного обучения.
«Полученные результаты — важнейший аналитический материал для школы и для системы образования в целом: можно увидеть все пробелы, недоработки и целенаправленно выстроить программу на учебный год. Крайне важный вопрос заключается еще и в том, стоит ли доводить результаты ВПР до учеников и родителей, и если да, то в какой именно форме», — говорит педагог.
По словам Мартыненко, школы привыкли проводить мониторинг качества знаний школьников весной, в конце учебного года. В этом году материал прошлого учебного года решили проверить осенью, не только после длинных каникул, но и после стрессовой для школы ситуации с дистанционным обучением.
«Сложно было ожидать от всех школьников блестящих результатов, хотя и такие тоже есть. Нынешняя форма предъявления результатов демотивирует учащихся и определенно нуждается в доработке. ВПР — это рабочий инструмент школы, учителя, но никак не оценка для ученика. Нам всем важно научиться это понимать и грамотно использовать», — уточняет эксперт.
Что касается дистанционного обучения, то оно стало индикатором многих глубинных проблем российской школы, считает Мартыненко. «Например, стало очевидно неумение большинства наших школьников учиться, организовывать свой день, просто отсутствие интереса к учебе. Не все учителя оказались готовы использовать информационные технологии, у них также возникли и методические проблемы.
Вместе с тем, определенная часть школьников чувствовала себя в условиях ДО лучше и комфортнее, чем в традиционном формате — это видно и по результатам ВПР. Часть школьников, пусть и небольшая, улучшила свои академические показатели по сравнению с прошлыми годами», — поясняет эксперт.
При этом полный перевод школы на ДО, даже в его самом совершенном виде, пользы не принесет, и никто не говорит о дистанционной школе как базовой модели образования, напоминает Мартыненко. Однако извлечь уроки из школьной весны 2020 нам просто необходимо.
«После перехода на ДО все очень остро ощутили, что школа — это не только и не столько уроки, а учитель — очень важный человек в жизни любого ребенка. В большинстве школ исчезла вся воспитательная и внеурочная работа, коммуникация перешла в другие форматы.
По наблюдениям студентов Школы педагогики ДВФУ, которые как раз в период дистанта проходили в школах длительную практику, необходимо изменить содержание подготовки учителей, внести дополнения в компетентностную модель профессии. Это значит, что учителей необходимо научить работать в условиях быстро меняющегося мира.
Наши студенты остро переживали техническую неготовность, отсутствие хорошей связи и гаджетов, ведь страдали от этого, прежде всего, дети из семей, которые находятся в непростом социальном положении, что усиливало образовательное неравенство. Также наши ребята отдельно отметили слишком жесткое и директивное управление со стороны многих директоров — и это не пошло на пользу, поскольку лишило учителя возможности самостоятельно подобрать подходящие методики и инструменты. Из этого важно извлечь уроки на всех уровнях, осознать свой опыт и во благо наших детей найти ресурсы для изменений», — заключает Мартыненко.