В Минобрнауки счтают, что дистанционка обладает «огромным потенциалом»


Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент)

Дистанционное обучение обладает огромным потенциалом, особенно из-за дешевизны обучения. Об этом 10 декабря заявил заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на парламентских слушаниях «Дистанционное образование: „За“ и „Против“», проводившихся в Госдуме 10 декабря.

Афанасьев рассказал, что Минобрнауки не собирается использовать дистанционное обучение как единственную и эксклюзивную систему обучения. Дистант является временным решением в ответ на пандемию. В то же время, он рассмотрел и плюсы дистанционного обучения.

Зам. министра указал, что дистанционнка широко исползуется в других странах. Например, на американской образовательной интернет-платформе Coursera предлагается около 30 тыс. онлайн-курсов. Среди них и русскоязычные курсы. С ними, считает Афанасьев, могут конкурировать только российские платформы дистанционного цифрового обучения. Он рассказал, что на дистанционке учатся миллионы студентов из Индии, Ирана, Пакистана. В то же время Афанасьев уверен, что некоторым профессиям дистанционно научить нельзя.

Он также указал на доступность и социальное преимущество дистанта.

«У него есть в том числе и социальное преимущество. При развитии инфраструктуры это доступ, это доставка образовательного, современного, эффективного контента в том числе и для дальних регионов и территорий, у него огромный потенциал. Это потенциал снижения стоимости обучения, потому что исключается затраты на транспортировку, это возможность использования лучшей профессуры академической науки нашей для передачи своих самых современных научных знаний и для школьников, и в нашем случае для студентов», — заявил Афанасьев.

Как сообщил зам. министра, в настоящее время больше половины (55%) студентов российских вузов учатся полностью дистанционно, а порядка 24% учатся частично дистанционно.

Напомним, несмотря на то, что лекции можно транслировать, знания передаются от человека к человеку. Для эффективной передачи и получения знаний преподавателю необходим живой контакт со студентами, а студентам — студенческий коллектив и контакт с преподавателями.

Отметим, одна из проблем, беспокоящих родительское сообщество, — это соблазн замены «социально доступными» онлайн-курсами полноценного как вузовского, так и среднего массового образования.

Комментарий редакции
В качестве преамбулы хотелось бы напомнить, что в естественных науках известно, что потенциал бывает и отрицательный. Так что наличие потенциала не означает, что этот потенциал приведет нас к желаемому результату.

А теперь давайте рассмотрим этот потенциал.

Дмитрий Афанасьев говорит о том, что это потенциал снижения стоимости обучения. Но ведь нельзя рассматривать снижение стоимости чего-либо без соотнесения с последствиями такого снижения.

Ведь значительно дешевле не строить заводы и не тратить деньги на зарплату, если при этом не учитывать попадание в ловушку промышленной зависимости.

Значительно дешевле не строить больницы и лечить всех на дому, если не учитывать невозможность лечения некоторых болезней на дому и, как следствие, высокую смертность.

Значительно дешевле не строить школы, а учить дистанционно, если… Если не учитывать последствия этого действия.

А последствия, как уже убедились на опыте и как говорят многие эксперты — плачевные. Резкое снижение уровня образования у учащихся. Так вот, если нас уровень образования не интересует, то у дистанционного обучения действительно большой потенциал по удешевлению процесса обучения. Только нужно ли нам такое удешевление?

Далее зам. министра рассказал нам о том, что за рубежом такой формат активно развивается. Но он забыл рассказать о том, что на Западе студенты уже протестуют против такого формата. Потому что на себе ощущают снижение собственного уровня.

Что же касается доступности такого вида обучения — то мы все наслышаны о том, как школьники залезают на деревья, чтобы поймать интернет, выезжают из поселка на трассу, где интернет ловит, и так далее. Такой формат обучения гораздо менее доступен, если только зам. министра не хочет выкинуть из внимания удаленные регионы и деревни, если только он на них не поставил крест.

А точно он на них его не поставил? И точно ли Минобрнауки так важен уровень образования? Или он стремится лишь минимизировать расходы?

Источник