Адвокат: в проект ЦОС заложены более глубокие изменения, чем «дистант»

Адвокат Александр Болдырев, Круглый стол по теме дистанционного образования в Новосибирске
Внедряемая в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) модель «индивидуальных траекторий обучения» противоречит принципу свободы выбора и предопределяет человека, заявил адвокат, член методической комиссии Адвокатской палаты Новосибирской области, Александр Болдырев, 28 февраля сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Выступая на круглом столе «Гуманистические аспекты и социальные последствия внедрения „Цифровой образовательной среды“ и дистанционного обучения», эксперт привел в пример проект цифровизации образования Новосибирской области.

«Проанализировав нормативную базу проекта, со всей ответственностью заявляю, что проект „Цифровая образовательная среда“ напрямую связан как с дистанционным, так и с цифровым обучением. Да, в нем имеются и положения про компьютерную технику, и Интернет, но одно другое не отрицает, а лишь дополняет», — заявил адвокат.

По словам эксперта, действительно, в проекте не прописано повсеместное введение дистанционного обучения, о чем заявляют чиновники. Однако он нацелен на подготовку необходимой для этого инфраструктуры, включая цифровые платформы обучения и аттестацию школьников, в том числе на основе применения биометрических данных.

Болдырев добавил, что только продвижением дистанционного обучения проект не ограничивается. Его авторы предполагают куда более серьезные изменения системы образования страны.

Эксперт процитировал паспорт регионального проекта Новосибирской области «Цифровая образовательная среда», раздел 3: «сформировать сообщества „горизонтального обучения“ среди обучающихся и педагогических работников, разработать систему фиксации „цифрового следа“ и выстраивания индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося».

Круглый стол по теме дистанционного образования в Новосибирске
Изображение: © ИА Красная Весна

В документе также указано, что к 2024 году среди учащихся общего и среднего профессионального образования доля тех, кто использует федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для «горизонтального» обучения и неформального образования, должна составить 20 процентов.

«Если в двух словах, то „горизонтальное обучение“ — это совершенной иной подход к знанию и учителю, чем тот, который имеется сейчас. Нет иерархии знания, учитель не является его носителем. Вместо этого учитель лишь помощник группы в поиске знания. И, видимо, какое знание найдет группа, то и будет истиной», — отметил адвокат.

Эксперт указал, что выстраивание подобной системы обучения создает механизм предопределения человека, противоречащий свободе выбора. Кроме того, введение «индивидуальных траекторий обучения» создает возможности для манипуляций и ошибок.

«Даже убрав все эти вопросы, остается один, но очень весомый. Что будет с человеком, если его с самого малого детства загнать в узкую и глубокую колею? Как человек будет реализовывать свободу выбора, если с детства ему зададут лишь одну траекторию, например, быть техником или математиком?», — заключил Болдырев. При этом данные аспекты проекта не обсуждаются с общественностью.

Источник ИА Красная Весна