12 марта на ВДНХ открылась выставка «Миры тела» (Body Worlds), составленная из особым образом подготовленных трупов и их фрагментов.
Как бы человечество ни поменяло свое отношение к культуре, тема жизни и смерти — особая. Приводим фрагмент весьма, на наш взгляд, достойной аналитической статьи о нашумевшей выставке трупов на ВДНХ
Одно из главных отличий человека от животного, формирующее его как человека, — это осознание своей конечности. Осознание — и осмысление. А после осмысления — формирование ответа на этот предельный вызов. В каком-то смысле смерть явилась мощным культурообразующим фактором. Одни из самых ранних известных нам обрядов, ритуалов — это ритуалы похорон, погребения. Которые, в свою очередь, тесно связаны с верой в посмертное существование, а значит — в преодоление вызова смерти.
Такой подход не может не означать особого отношения к смерти как таковой и ко всему, что с ней связано. Он означает, в частности, что умерший человек не становится после смерти «природным предметом», он продолжает восприниматься как человек, пусть и отсутствующий в этом мире. И, невзирая на массовое разрушение религиозного сознания, отказ от него, тема эта и для светского человека не перестает быть особой.
Один из самых ярких примеров массовости особого, квазирелигиозного, отношения к умершим — это шествия «Бессмертных полков» на День Победы. Эти шествия знаменуют собой особое отношение русских к смерти.
Именно это особое отношение к смерти подвергается сейчас очередной атаке в виде выставки трупов на ВДНХ.
Одной из самых последовательных защитниц выставки выступила бывший функционер движения «Наши», а ныне блогер Кристина Потупчик. Вот что она пишет в защиту выставки: «Смерть в современном мире, как в свое время верно замечал Бодрийяр, порнографична и непристойна, а еще она охраняется разными православными устоями и скрепами, поэтому люди без кожи в застывших позах у многих всё еще вызывают ярость».
Потупчик совершает манипуляцию, заявляя, что ярость у противников выставки вызывают экспонаты, в то время как у большинства противников выставки негативные чувства вызывает глумление над умершими людьми на тех, кто их эксплуатирует.
Потупчик требует разрешить детям посещать выставку потому, что им уже нанесена травма. Она пишет: «В России, кого родители в детстве в Кунсткамеру водили и кто там скелетики из коллекции доктора Фредерика Рюйша видел, того чучелками фон Хагенса не удивишь».
С ней можно согласиться в том, что многим детям уже нанесены серьезные психологические травмы. Но не посещением Кунсткамеры, куда вменяемые родители детей не поведут и куда сравнительно немногие граждане вообще могут попасть. Зато в легком доступе масса иных «просветительских» и просто развлекательных возможностей, насыщенных опасными для детской психики образами. Но разве получение кем-либо одной травмы оправдывает нанесение новых повреждений? Тут мы сталкиваемся с удивительным ходом мысли, поэтому не копнуть ли еще глубже, чтобы понять ― не стоит ли за высказыванием Потупчик еще что-то, что она старается не афишировать, но что проглядывает за всеми ее словами и делами?
15 октября 2020 г. на странице Потупчик в Instagram удивленные пользователи увидели фотографию с сатанинской символикой. Сейчас эта фотография удалена, но остался ответ Потупчик: «Вообще-то это Сатана мне присягнул вчера». Ну, положим, эпатаж и неумная пикировка с «гонителями».
Другие высказывания Потупчик создают образ человека не просто с «пониженной социальной ответственностью» , а вполне сложившегося и индоктринированного определенным образом. Так, она говорит, что «единственная церковь, которая дает свет, — это горящая церковь». После данного (да-да, разумеется, всего лишь эпатажного!) высказывания, совершенно не удивляет признание Потупчик в том, что лучшим подарком на 8 марта она считает «бокал из рейхканцелярии, из которого, возможно, пил Гитлер»... полностью статья автора РВС тут.