Одной из причин неудач кадровой политики в комитете назвали низкую степень освоения средств, предусмотренных на оплату труда врачей и среднего медперсонала в нормированном страховом запасе (НСЗ) в бюджете Фонда ОМС (ФОМС).
Этот финансовый инструмент, созданный для повышения зарплаты, привлечения на вакантные места медицинских работников, был создан в 2019 году. На эти цели предполагалось потратить в 2019 году 12 млрд рублей, в 2020 году — 35 млрд рублей, в 2021 году — 50 млрд рублей. По планам Минздрава, это позволило бы привлечь на работу в первичное звено здравоохранения несколько десятков тысяч врачей и медсестер.
Однако на практике, по данным Счетной палаты, на 1 января было трудоустроено всего 7 тысяч человек, или 27% от плана.
Депутаты предложили изменить механизм ликвидации кадрового дефицита, однако о конкретных предложениях не сообщается. Также парламентарии рекомендовали не снижать объем выплат медработникам за выявление онкологических заболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров (сейчас размер выплаты составляет 1000 руб), а, наоборот, повысить его.
Напомним, 14 октября министр здравоохранения в связи с кадровым дефицитом призвал вернуться на работу медработников, которые ушли на пенсию или на самоизоляцию из-за пандемии COVID-19.
Комментарий РВС
Планы коммерческого привлечения врачей в госмедицину натолкнулись на нежелание людей ехать в регионы, где не только нет уже почти никакой инфраструктуры, но отсуствуют гарантии самих выплат со стороны государства. Во всяком случае, программа "Земский доктор" продемонстрировала именно это. В частных клиниках, куда зачастую перетекает персонал, оплата определенно выше, хотя в чисто человеческом плане есть издержки, связанные с вытягиванием денег из клиентов. Впрочем, за минувшие с советского времени десятилетия среди врачей почти перевелись бессеребренники. Итак, проблема налицо - неденежные средства мотивации недоступны чиновникам, а за деньги врачи в регионы ехать не хотят.