Подменять очное обучение дистанционным преступно — доцент ЧФ МГУ


Клод Верлинд. Марионетки. 1989 год

Очное образование нельзя подменять дистанционным обучением, а цифровая образовательная среда может быть лишь вспомогательным инструментом, заявил кандидат философских наук, доцент кафедры истории и международных отношений ЧФ МГУ Андрей Ставицкий, 23 марта в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

По мнению Ставицкого, сама по себе технология дистанционного обучения это необходимый компонент в системе современного образования, имеющий перспективу в плане контактов с учениками вне класса и при условии сочетания его с очной формой обучения. При этом подобное дистанционное образование неразрывно связано с цифровизацией и вне её невозможно.

«Что цифровизация даёт? Дополнительные возможности для учителя и ученика. Учителю он позволяет развернуть визуальный ряд при изложении темы и систематизировать сферу контроля, а также оцифровать учебный материал. Ученику — самостоятельно пройти заданную тему, по каким-либо причинам им пропущенную. Но это частный случай, а не замена форм обучения», — настаивает доцент ЧФ МГУ.

При этом по оценке кандидата философских наук, цифровизация требует серьёзных вложений и специального поощрения учителей, т. к. приводит к очень существенной их перегрузке. Кроме того, растут и психологические нагрузки в семьях учеников, где родители вынуждены больше времени тратить на контроль за домашним учебным процессом своих детей.

«Использовать же цифровизацию для подмены очного образования на дистанционное преступно и по отношению к детям и в отношении будущего России. Ведь дистанционное обучение лишает личностного, эмоционального контакта детей, которые итак уже почти не общаются во дворах со своими сверстниками, а с ней — мотивации к учёбе и навыков социализации, без которых не будет ни качественного обучения, ни нормального развития личности, т. к. человек, строит своё существование и развитие через коммуникацию с другими», — считает Ставицкий.

По словам эксперта преобладание дистанционного обучения над очным способствует резкому росту угрозы развития среди детей аутизма.

Напомним, 23 марта 2021 года в Севастополе состоялся круглый стол «Гуманистические аспекты и социальные последствия внедрения „Цифровой образовательной среды“ и дистанционного обучения», в котором приняли участие представители активной родительской общественности, учителя, педагоги, психологи, представители сферы здравоохранения, а также сотрудники профильных ведомств и представители органов власти Севастополя.

Участники круглого стола заслушали и обсудили информацию о проблемах поспешного внедрения цифровых образовательных технологий и их негативном влиянии на здоровье, психическое развитие и образовательный уровень школьников и студентов, а также о последствиях проводимых изменений для всей системы образования.

Источник