Изображение: Иероним Босх. Фокусник. 1475-1480
Все стали ценить очное образование, но в вузах необходимо внедрять дистанционное образование, заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков 25 августа в интервью газете «Коммерсантъ».
«Мне кажется, то, что происходит в период пандемии коронавируса, очень кардинально изменит образование. Во-первых, мы все стали ценить очный формат», — отметил Фальков. По его словам, ранее считалось, что можно перевести обучение в университетах в онлайн, «но оказалось, что студенты хотят еще и живого общения».
Вторым изменением, произошедшим в системе высшего образования, министр назвал перевод обучения в смешанный формат: «Теперь университеты понимают, что можно уплотнить расписание и сделать несколько дней работы на кампусе, а часть образования перевести в онлайн».
В качестве третьего фактора глава Минобрнауки назвал возросшую роль информационных технологий в образовании, которыми должны овладеть педагоги. «Преподаватели должны научиться работать дистанционно, а это совсем не то же самое, что живая лекция», — пояснил он.
Напомним, в сентябре 2020 года Фальков сообщил, что внедрение в вузах элементов дистанционного обучения стало главным изменением в системе высшего образования после пандемии. Перед этим, в мае, он уведомил, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и цифровизацией учебного процесса. По мнению министра, живое человеческое общение должно быть в «разумных пределах».
23 августа 2021 года Фальков заявил, что мир меняется и учить студентов в вузах должны не только преподаватели со степенями и званиями, но и «передовая» молодежь, имеющая практические навыки.
Сообщаем также, 9 июня ректор «Университета Национальной технологической инициативы 2035» Нина Яныкина заявила, что большим преимуществом современной молодежи является клиповое мышление, сформированное в соцсетях, которое позволяет ей лучше ориентироваться в потоке информации. Она отметила, что в российских вузах не хватает квалифицированных педагогов для подготовки IT-специалистов и посоветовала заменить их «реальными практиками».
До этого, 5 июня, министр науки высшего образования РФ Валерий Фальков признал падение культурного уровня выпускников вузов из-за увлечения социальными сетями. По его мнению, решать проблему еще рано — она еще не дошла до крайней точки.
Комментарий РВС
Глава Минобрнауки «путается в показаниях»: нельзя ценить очное образование за то, что оно лучше дистанционного, и хвалить при этом дистанционку. Однако это выглядит абсолютно нелогичным, только если считать, что главная задача вузов — подготовка грамотных и квалифицированных специалистов.
По всей видимости, в министерстве главной задачей считают «оптимизацию» системы высшего образования за счет ее удешевления, при этом качество обучения студентов в вузах чиновников не волнует вовсе.