Дистанционное обучение
Изображение: Ольга Перегуд © ИА Красная Весна
Необходимость поиска новых подходов в образовании, использующем дистанционные технологии, стала причиной создания консорциума «Цифровая дидактика», заявил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко 28 июля во время пресс-конференции.
Реморенко сообщил, что создание консорциума было вызвано необходимостью решения проблем, вызванных массовым переходом на дистанционное обучение. «За идеей консорциума стоят драматические изменения в образовании за последние несколько лет, а в особенности последние полтора года. Те технологии, которые изначально придумывались и создавались для достаточно узкой группы школьников, узкой группы студентов, были распространены на все 100% обучающихся. Дистанционные технологии охватили все образование и подтянули массу вопросов», — пояснил он.
По словам ректора МГПУ, на первом месте стоят вопросы не технологических, а «отношенческих» решений, связанных с тем, что применять традиционные методики обучения на дистанционке неэффективно. Он объяснил, что консорциум будет изучать не только технологические решения, но и реакцию общества, в том числе профессионалов, на них и изменения методик обучения.
«Сами мы будем производить общие продукты, которые будут работать на улучшение качества системы образования с использованием всех новых цифровых технологических решений», — добавил Реморенко.
Напомним, 10 апреля 2020 года глава Совфеда Валентина Матвиенко указала, что пандемия коронавирусной инфекции способствовала оформлению системы образования, сочетающей традиционную и дистанционную форму обучения, что будущее за такой формой обучения.
5 августа замминистра просвещения Васильева заявила, что пандемия способствовала массированному внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в образование.
5 октября президент РФ Владимир Путин заявил, что дистанционное обучение является вынужденной мерой. При этом он уведомил, что все условия для онлайн-обучения будут созданы к 2030 году.
9 декабря премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
Комментарий РВС
В заявлении о создании консорциума «Цифровая дидактика» больше вопросов, чем ответов. Оно скорее носит описательный, а не целеполагающий характер. В целом оно отражает официальное отношение к дистанционке, которое весьма противоречиво: «дистанционка не заменит традиционного образования», но при этом «на дистанционке нельзя использовать педагогические приемы традиционной школы».
Создается впечатление, что чиновники от образования либо сами не понимают, что происходит, и потому предлагают действовать «методом научного тыка», либо скрывают что-то совсем нехорошее.
Отметим, что разговоры о замене школ дистанционными технологиями обучения начались еще в 70-х годах прошлого века с выхода книги маргинального философа Ивана Иллича «Освобождение от школ». Он ставил своей целью разорвать вредную, по его мнению, цепь передачи традиционных ценностей между поколениями. В итоге большая часть человечества должна была бы прийти в состояние «нового средневековья», в котором довольствовалась бы минимальными потребностями, не создавая риска экологической катастрофы. Основную роль в «расшколивании» должны были сыграть технологии дистанционного обучения.