30 новосибирских сельских школ заменили учителей на тьюторов и «дистант»


Изображение: Андрей Грук © ИА Красная Весна
Школа. Пустой класс

О практике возмещения нехватки учителей с помощью «дистанта» рассказала начальник управления цифрового образования новосибирского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Неля Ким 27 января на XVIII съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, запись которого опубликована на сайте Общественной палаты РФ.

В своем докладе Ким указала на то, что «отсутствие учителей в школах вызывает тревогу у нашего правительства, министерства и особенно у родителей», и рассказала о том, как эту проблему решают в Новосибирской области.

Как часть цифровой образовательной среды (ЦОС) в регионе выполняется проект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Занятия в рамках проекта проводят дистанционно так называемые «сетевые учителя». В классе с учениками находится тьютор. Его функция — следить за порядком и выполнять технологические операции с оборудованием.

Занятия могут проходить в двух форматах — «вебинар» и «онлайн». В режиме «онлайн» тьютор зачитывает материалы, предоставленные сетевыми учителями. Сам же учитель присутствует только в чате, где отвечает на поступающие вопросы. Технологически удаленное взаимодействие реализовано на базе системы дистанционного обучения Moodle.

По данным Нели Ким, на данный момент занятия подобным образом ведут 49 учителей для 468 учеников 30 сельских школ. Их работа оплачивается с повышающим коэффициентом 0,21.

Ким подчеркнула, что такая схема повышает качество обучения сельских детей, т. к. с ними могут заниматься «лучшие учителя из городских лицеев и гимназий и школ районных центров». Вместе с тем с сентября 2022 года планируется подготовка студентов-педагогов 4–5 курсов для работы сетевыми учителями.

Помимо сельских школ, проект планируют применять для перевода детей на одну смену.

Ким поблагодарила руководство региона за финансирование проекта, предоставляющего «единственную возможность качественного образования детям, проживающим в сельской местности и обучающимся в школах, где есть хронические вакансии».

«Мы надеемся, что вся наша работа в этом направлении помогает уменьшить тревожность родителей этих детей», — резюмировала она.

Съезд на тему «Государственная политика РФ в сфере реализации права ребенка на образование: приоритетные цели, задачи и перспективы их решения» проходил 26–27 января в онлайн-режиме.

Напомним, 5 октября 2021 года президент России Владимир Путин заявил, что «какими бы передовыми технологиями ни был бы насыщен образовательный процесс, они никогда не смогут заменить непосредственного живого общения».

Комментарий РВС

Худшие опасения родителей в отношении ЦОС начинают сбываться. Сначала «дистант» ввели как экстренную меру в связи с пандемией. Постепенно сферу его применения расширили на обычные карантины, потом на случаи плохой погоды, потом на ремонт помещений в школах.

Несмотря на заверения Путина, в массовое сознание продвигается идея о том, что «дистант» — это не ущербная форма обучения, а полностью эквивалентная очной, а то и более эффективная. В Новосибирской области уже дошло до того, что «дистантом» затыкают явные провалы властей — дефицит педагогов в регионе, бедственное положение сел, недофинансирование сферы образования в целом. Остановиться это может только в том случае, если родители не снизят свою «тревожность» и не позволят экономить на своих детях.

ИА Красная Весна