Улица Книпович, никогда не носившая наименование «Смоляная», но переименованная в 2021 году в Смоляную улицу под предлогом «возвращение названия». Санкт-Петербург. 11.12.2021
Менее полутора минут понадобилось Второму апелляционному суду, чтобы оставить в силе решение о ликвидации имени революционного деятеля и учителя Лидии Книпович с карты Петербурга.
Мы не успели озвучить свои пояснения за те несколько минут, которые отвела судья. Но эти пояснения, которые неизбежно возникли после изучения возражений ответчика, были поданы в суд в письменном виде. Судебная коллегия удалилась для совещания и вернулась через минуту двадцать секунд. Вряд ли они смогли за это время прочитать наши пояснения.
В апреле 2021 года правительство Санкт-Петербурга якобы «возвратило» улице Книпович историческое наименование «Смоляная улица». Однако эта улица ранее никогда не называлась Смоляной. Наименование «Смоляная» носила одна из четырех улиц, включенных в новую магистраль, созданную в 1976 году в рамках комплексной реконструкции Невского района.
Заведующая отделом реконструкции городов ЛенНИИП градостроительства А. В. Махровская сообщала, что тогда Ленинград в своем развитии переходил от маломерного, «замкнутого в себе» квартала как первичного элемента исторической планировки, к более крупным структурным образованиям — группам взаимосвязанных кварталов.
Эти кварталы располагались в пределах одной межмагистральной территории и подлежали единовременному преобразованию. В новую магистраль, получившую имя Лидии Книпович, вошли Смоляная улица, улица Первый круг, Больничная улица и безымянный проезд.
План Петрограда с ближайшими окрестностями. 1916. Приложение к адресной и справочной книге «Весь Петроград». Издание Т-ва «А. С. Суворина — Новое Время». Смоляная и Больничная улицы подсвечены бирюзовым цветом
Наименование «улица Книпович» было присвоено новой магистрали в рамках существовавшей в советское время традиции называть новые объекты в соответствии с тематическим принципом. Об этом принципе писала секретарь Ленинградской комиссии по наименованию улиц Л. Загоровская. В комиссию входили представители творческих союзов, музеев, научных институтов, печати.
Загоровская писала, что в Невском районе новые объекты назывались в честь соратников Ленина, улицы в Красносельском и Кировском районах увековечивали имена защитников Ленинграда, в Калининском и Выборгском районах новые наименования были посвящены науке, просвещению и культуре. За Ждановским районом (ныне — Приморский) была закреплена авиационная тема, а за Василеостровским — морская.
Истцы утверждают, что городские власти не имели права уничтожать исторический топоним, поскольку в законе о культуре исторические топонимы относятся к культурным ценностям, а в уставе Санкт-Петербурга, претендующего на культурную столицу, зафиксировано и сохранение исторических традиций, и сохранение культурного наследия.
По мнению истцов, изданное правительством Санкт-Петербурга постановление не соответствовало нормативно-правовым актам, имеющим бóльшую юридическую силу. Помимо устава и закона о культуре, есть и Правила присвоения наименований улично-дорожной сети в Петербурге. Они запрещают произвольно изменять название и разрешают только возвращение исторических наименований, а улица Книпович с самого начала была названа в честь Лидии Книпович и никаких других наименований никогда не имела.
Читайте также: Жители Петербурга ждут, что суд вернет имя Лидии Книпович на карту города
Однако доводам истцов суд вообще не дал оценки. Представитель правительства Санкт-Петербурга заявил в суде, будто истцы оспаривают целесообразность «возвращения» наименования, и что процедура смены названия соблюдена. Суд первой инстанции согласился с ответчиком и отказал истцам, решив, что оспариваемое постановление «соответствует нормативно-правовым актам, имеющим бóльшую юридическую силу». Такое же решение принял Второй апелляционный суд.
У ответчика вообще странная позиция. Согласно его возражениям на апелляционную жалобу, истцы не доказали, что топоним «улица Книпович» можно рассматривать как культурную ценность и применять здесь закон о культуре. Но в КАС черным по белому написано, что это ответчик должен доказывать соответствие изданных нормативно-правовых актов существующим законам.
Суду были представлены доказательства, что топоним «улица Книпович» является историческим, и это единственное наименование улицы, созданной в 1976 году и существовавшей с таким именем 45 лет. Значит, здесь нужно применять закон о культуре. Если ответчик считает, что данный закон не применим, то он сам должен это доказать, это зафиксировано в КАС.
У инициаторов переименования позиция еще более странная. Их представитель Даниил Петров вообще утверждает, будто топоним «улица Книпович» не может быть историческим, поскольку это наименование было дано по идеологическим мотивам. Но ведь история нашей страны 70 лет была связана с коммунистической идеологией. Отрицать это, по меньшей мере, странно.
Топонимическая комиссия не должна руководствоваться идеологическим подходом, это зафиксировано в документах. А отрицание истории в связи с идеологическими мотивами — это и есть идеологической подход.
Читайте также: Лидия Книпович. Агент газеты «Искра» и глава Петербургского комитета
В декабре 2021 года, после того, как суд первой инстанции одобрил ликвидацию имени Книпович с карты города, Петров на своей страничке в социальной сети выразил надежду, что в топонимике будут также уничтожены имена Ленина, Дзержинского, Свердлова, Урицкого, Калинина. Истцы сделали скан этого сообщения и приложили к апелляционной жалобе, чтобы показать планы и идеологические мотивы инициаторов переименования.
Правительство Санкт-Петербурга грубо нарушило законодательство в угоду политическим предпочтениям инициаторов переименования улицы. Это не просто варварское отношение к историческим наименованиям, ставящее под вопрос звание Петербурга как культурной столицы. Это еще и недопустимое попрание самого принципа правовых актов как регулятора действий исполнительной власти. Вместо права мы видим самодурство по политическим мотивам.
Если оспариваемое постановление не будет отменено, то неизбежны другие нарушения исполнительной властью российских законов. Истцы будут подавать кассационную жалобу.