Над людьми нависла угроза поверхностного восприятия информации — ученые


Изображение: mikemacmarketing, cc-by-2.0
Фейковые новости. Дезинформация

Растущий феномен поверхностного восприятия информации стал угрозой человечеству, заявили обозреватели Коммерсанта 2 декабря.

Обозреватели обозначили вызов перед человечеством, который возник из-за растущего потока информации в сети интернет. Растущий объем информации уже привел к тому, что большое количество людей не читают новости дальше заголовка.

Журналисты пояснили опасность на примере недавно попавшего в такую ловушку самого богатого человека планеты Илона Маска. Прочитав только заголовок новостного твита Маск перепостил в Twitter недостоверную новость о несуществующей передаче CNN, за что его пожурили в агентстве.

Исследователи разных стран мира указывают среди причин поверхностного восприятия информации психологический феномен, названный учеными «излишняя самоуверенность читающего». Выяснилось, что у людей складывается субъективное понимание содержания после прочтения заголовка новости, которое не всегда соответствует действительности.

Если человек прочитывает новость, то он конечно объективнее может высказываться по теме новости, однако, и тут проявляется подобный первому эффект. Люди, которые честно прочитали новость, начинают думать, что разбираются в теме новости лишь по одному прочитанному материалу и попадают в ловушку излишней самоуверенности.

Другой причиной поверхностного восприятия является снижение продолжительности концентрации внимания и нежелание делать усилия для сосредоточенного чтения, а так же обдумывания увеличивающихся массивов информации. Данный психологический феномен назван «эффектом Даннинга — Крюгера». Эффект проявляется в деформации восприятия сведений по заданной теме у людей с низким уровнем знаний в рассматриваемой проблематике.

Опасность прочтения лишь заголовков новостей, по мнению ученых, дает рост негативной эмоциональности читающих от подачи новостей журналистами.

Напомним, исполнители внешней политики США часто использует метод объяснения своему населению через СМИ необходимость вторжения в другие страны. Этот метод заключается в создании шок-контента, вызывающем бурю эмоций против власти страны, куда США хотят вторгнуться.

Так было обосновано вторжение в Ирак, когда Колин Пауэл тряс пробиркой с якобы химическим оружием на заседании ООН, так было и с вторжением США в Афганистан после атаки террористов на башни Близнецы в Нью-Йорке, так было и во времена Первой мировой войны, когда немецкая подводная лодка затопила пассажирский лайнер Лузитания с 1200 пассажирами, в трюме которого перевозились снаряды для Антанты. Создание информационных поводов, радикально меняющих мировой процесс, является отличительной чертой СМИ-гигантов из США.

ИА Красная Весна