О. Филатчев. Студенты (роспись фойе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина). 1975
Модели отбора талантов, характерные для США и Китая, не подходят для России, заявил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков 9 сентября в интервью ТАСС.
Песков сообщил, что США ищут таланты по всему миру и стимулируют их переезд к себе. Китай же имеет 1,5 млрд человек населения, из которых происходит отбор самых талантливых.
«Для России ни американская, ни китайская модель не подходят. У нас не так много денег для того, чтобы заливать все в венчурной модели деньгами, как в США, и импортировать таланты из других стран. И у нас все-таки в 10 раз меньше население, чем в Китае», — заявил Песков.
Песков считает, что для России надо использовать не индивидуальный отбор, а отбор команд. В качестве примера он привел Национальную технологическую олимпиаду для школьников: «И они на этой олимпиаде не соревнуются в написании отдельных заданий, а конкурируют именно командами, которые создают технологические продукты. Эта же модель может, но до сих пор пока не реализована во время отбора в университеты».
Также Песков сообщил, что для модернизации образования в университетах надо использовать опыт раннего СССР, где было много экспериментов в области образования. И за счет этого, по мнению Пескова, СССР демонстрировал самые высокие темпы развития в мире.
При этом он с опыту раннего СССР отнес создание новосибирского Академгородка. Однако официальным годом основания новосибирского Академгородка является 1957 год, который уже не относят к раннему периоду советской власти.
Комментарий РВС
В СССР на начальном этапе были эксперименты с образованием, но они были прекращены, потому что стране нужны были образованные рабочие, ученые и интеллигенция. Американская и китайская системы в России не приживутся, хотя за американскую систему тестирования, реализованную в виде ЕГЭ профильные ведомства держатся, что называется, всеми руками и ногами.
Песков не сказал, что в Советском Союзе среднее образование было разносторонним и фундаментальным, то есть позволяло школьнику в дальнейшем опираться на полученную школьную базу при получении хоть профессионального, хоть технического, хоть высшего образования. Талантливые школьники могли заниматься дополнительно (и бесплатно), в том числе и потому, что системное многоступенчатое изложение материала позволяло учителю работать с одаренными учениками прямо в школе без ущерба для изучения других предметов и без перегрузки для учителя и ребенка.
Теперь этого нет и школа потеряла возможность выделять талантливых детей в рамках работы по общей школьной программе. Теперь выявляют только тех одаренных, кто смог за счет имеющегося таланта получить образование вопреки плохим школьным учебникам, перегруженным учителям и нервным родителям, озабоченным многочисленными рабочими проблемами.
Было бы очень хорошо, взять на вооружение тот образовательный подход, который существовал в СССР, тем более, что в условиях противостояния со всем Западом перед Россией стоят по-настоящему огромные задачи. Однако, сделать это можно только провозгласив новую идеологию и цели, в которых главная цель будет развитие Человека, а не только рост благосостояния или "здоровый патриотизм", о которых сейчас говорят функционеры вроде Пескова.