Социальный рейтинг будет введен в России до конца 2022 года?


Антиотмывочная платформа "Знай своего клиента" (ЗСК) разработанная Центральным банком России для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заработала в полную силу. Соответствующая норма закона вступила в силу 1 июля.

Разработанный информационный сервис «Знай своего клиента» будет работать централизованно и даст возможность банкам в онлайн-формате получить доступ к информации об степени риска деятельности юридических лиц и их партнеров, а затем использовать данные для борьбы с отмыванием денег и поддержкой террористических организаций.

В конце 2021 года Банк России начал испытание платформы в работе с кредитными организациями. В декабре прошлого года в платформе в пилотном участвовали 40 банков, среди которых большая часть крупных банков.

 В марте ЦБ призвал  включаться в работу сервиса в пилотном режиме и другие банки. 

Как написано в законе, регулирующем функционирование платформы, все клиенты банков - российские юрлица и индивидуальные предприниматели – будут оценены и рассортированы по трем уровням риска: высокий, средний и низкий. 

Эти данные будут ежедневно сообщаться банкам.

В июне в ЦБ заявляли, что к концу 2022 года намерены обсудить с банками подключение к сервису «Знай своего клиента» на физических лиц. 

«ЗСК будет работать по принципу светофора: зеленый цвет — для клиентов, не вызывающих подозрений, красный — для тех, кто с очень большой вероятностью проводит сомнительные операции, желтый — это бизнес с факторами риска, которые требуют от финорганизации более подробной проработки клиента», - пишет РИА Новости.

Источник

Комментарий РВС

Российские банкиры тихой сапой вводят в нашей стране первый сырой аналог социального рейтинга. Они намерены следить за каждым гражданином, собирать на него компромат и каждого гражданина оценить с точки зрения благонадежности. 

Затем присвоить ему желтый, зеленый или красный цвет в зависимости от благонадежности. Примерно так, как это и происходит в Китае. 

Подозреваем, что потом критерии оценки благонадежности будут расширены. Например, цвет человеку можно будет изменить за резкие высказывания в соцсетях или за курение в неположенном месте. 

Ну и меры «противодействия» тоже можно расширить. Например, отнять у человека все его деньги, поскольку рейтинг недостаточный.

Называться это, конечно, будет «заблокировать счета в качестве противодействия неблагонадежной деятельности». А ведь предпринимателям  тоже стоило бы напрячься и подумать, куда все это ведет.