Удобный пожар или трагическая случайность?


Пожар на складе издательства "Просвещение", 3.05.2022
Учебники и другая полиграфическая продукция издательства "Просвещение" сгорели во время пожара. Об этом 3 мая сообщает пресс-служба МЧС России.

Склад был оборудован автоматическими системами пожаротушения и сигнализации, которые штатно отработали при возникновении возгорания. Уточняется, что сигнал о возгорании поступил на пульт дежурному пожарной охраны спустя 10 минут, хотя должен был поступить автоматически. Огонь быстро охватил склад, который занимал площадь 33,8 тыс. кв. м, и полностью его уничтожил. Людей, пострадавших от пожара, не было.

Напомним, 20 ноября 2021 года в результате пожара на книжном складе в Бервин Букс (Бакли, графство Флинтшир, Великобритания), на котором хранились «незаменимые» издания, сгорели около 400 000 книг.

Комментарий РВС

Странности, которые сопровождали возгорание огромного склада с учебниками, пусть занимают умы экспертов. Когда сгорают такие большие склады, вопросы всегда появляются. Но поскольку сгорели именно учебники и именно издательства "Просвещение", возникают вопросы другого характера.

Цифровизаторы, закусившие свои цифровизаторские удила в период пандемии коронавируса, нисколько не сбавили свои обороты и после ее фактического сворачивания на фоне спецоперации на Украине. Все их проекты всё также сочно обсуждаются, деньги выделяются и уходят "по назначению", публикуются бодрые рапорты о промежуточных успехах. Все при деле. И все хотят цифровизировать наше несчастное образование. Но что же прикажете делать с прорвой бумажных учебников? Ведь если хочется тотальной и безоговорочной цифровизации, то они уже как бы и не нужны и даже мешают. Ведь у издательства уже есть полный набор цифровых учебников, которым перекрывается весь школьный курс. И даже по физкультуре есть цифровые учебники!

Цифровые технологии для бизнеса, да за государственный счет - это курица, несущая золотые яйца. Склады под образовательную полиграфию, которые могут сгореть, не нужны, печатные станки - не нужны, бумага и та не нужна, да и экологи всегда поддержат. Если им не говорить, что изготовление гаджетов тоже вредит экологии.

В этой цифровой идиллии есть лишь два проигравших. Народ и государство. Потому что цифровые учебники не способны полноценно заменить собой бумажные. Известны итоги зарубежных исследований результатов работы 400 виртуальных «цифровых» школ в США 2017 года, из которых следует, что 80 % обучающихся в "цифровых школах" имеют низкие показатели успеваемости. Европейские исследования показали, что ученики лучше усваивают и запоминают учебный материал, прочитанный в бумажной книге, а не на электронной читалке. Врачи также предупреждают о вредном влиянии длительной работы с гаджетами на здоровье детей.

Учитывая это, возможна ли тотальная цифровизация образования, когда со всей отчетливостью становится понятно, что государству для выстаивания нужны суперобразованные граждане, способные работать в условиях захлопывающегося на наших глазах железного занавеса?