Оптимизация русской народной культуры? Интервью с Владимиром Девятовым


Изображение: Николай Богданов-Бельский
Дети за пианино. 1918

В декабре 2022 года многие патриотически настроенные телеграм-каналы и некоторые СМИ стали публиковать материалы о скандале вокруг Центра русской культуры и искусства и Детской народно-певческой школы под управлением Владимира Девятова. Публикации зачастую были противоречивыми — одни писали о том, что творческие образования русской народной культуры ликвидированы Департаментом культуры Москвы, другие — что всё совсем не так, а просто в результате реорганизации произошел переезд в новое здание и слияние одного учреждения культуры с другим.

22 декабря 2022 года состоялось первое заседание суда по иску двадцати двух москвичей, родителей детей, занимавшихся в Детской народно-певческой школе, к Департаменту культуры Москвы. Цель иска, по словам представителя истцов, восстановить положение с обучением, которое существовало до закрытия школы летом этого года. 28 декабря Никулинский суд Москвы отказался удовлетворить иск.

О том, что происходит с Центром русской культуры, Детской народно-певческой школой и уникальным коллективом, а также с русской традиционной музыкой, ИА Красная Весна поговорило с певцом, Народным артистом России Владимиром Девятовым.

Изображение: vk.com/public173362324
Концерт артистов Центра В.Девятова

ИА Красная Весна: Владимир Сергеевич, Центр русской культуры и Детская школа закрыты фактически или их слили с ФЦ «Москва» (ГБУК «Фольклорный Центр «Москва“» — прим. ИА Красная Весна) и всё не так страшно?

Владимир Девятов: Смотрите, какая ситуация. Центр юридически переведен в ФЦ «Москва». Но из 53 сотрудников Центра, которые в нем работали, в ФЦ «Москва» оставили работать только 14. Остальные 39 уволены либо по сокращению штата, либо их поставили в такие условия, что им пришлось уволиться. И это стержневые сотрудники Центра — главные балетмейстер и хормейстер, Ваш покорный слуга тоже уволен…

ИА Красная Весна: Вас тоже уволили?

Владимир Девятов: Я, как художественный руководитель, уволен с 5 июля 2022 года по сокращению штатов. У меня был бессрочный трудовой договор с Департаментом культуры.

ИА Красная Весна: Вам не предложили никакой альтернативы по трудоустройству?

Владимир Девятов: Мне предложили должность на неприемлемых для меня условиях. Я — гастролирующий артист, деньги я себе зарабатываю концертами без каких-либо проблем. Но тут была изначально конфликтная ситуация, которая возникла по непонятной мне причине. Ведь когда нас предупреждали о реорганизации, Депкульт обещал, что все будет отлично — в наш Центр возьмут новых методистов, которые будут помогать с распространением традиционной народной культуры в Москве, а также новых артистов. Обещали новые помещения, так как в ФЦ «Москва» нет помещений для занятий пением детей — у них есть две сцены, есть помещение для танцев… Вообще, ФЦ «Москва» — это театр. Там есть гримерки, в которых стоят пианино. Но эти гримерки заняты артистами, выступающими на сцене, так как вечером идут выступления, а дети приходят заниматься пением тоже по вечерам после школы. Поэтому Депкульт Москвы обещал помещения для того, чтобы дети могли полноценно заниматься, и мы даже ездили их смотреть тут неподалеку, на Малой Филевской, 20. Но так ничего не было сделано.

ИА Красная Весна: А что с коллективом Центра русской культуры и Детской народно-певческой школы?

Владимир Девятов: Меня уволили 5 июля. Уволены PR-отдел, гастрольный отдел. Уволены, как я говорил, главные балетмейстер и хормейстер, которые ежедневно работали за зарплату 14 тыс рублей в месяц — на полставки. В усеченном варианте оставили административную службу. И ни одного нашего педагога в ФЦ «Москва» не работают — двух преподавателей общего фортепьяно на работу оформили, но не выводили, им пришлось с 1 сентября написать заявление на отпуск по собственному желанию. И вот четыре месяца они в неоплачиваемом отпуске находились, так как Детская народно-певческая школа так и не начала свою работу с нового учебного года. Остальным музыкальным педагогам, включая профессуру Гнесинки (Российская академия музыки имени Гнесиных — прим. ИА Красная Весна) и МГУКИ (Московский государственный институт культуры с 7 ноября 2014 года — прим. ИА Красная Весна), даже не позвонили и не предложили выйти на работу. А это ведь основные педагоги — по сольфеджио, по пению, по музлитературе, по сценическому движению, по актерскому мастерству… Их не приняли в ФЦ «Москва». Таким образом, кроме двух преподавателей общего фортепьяно, которых кстати с Нового года увольняют, никого из педагогов не приняли. И моих артистов тоже должны были уволить после 29 декабря 2022 года. Поэтому и мне некуда было приходить. Да, мне предложили место руководителя ансамбля песни и пляски, но кем бы я руководил, если с моим коллективом так поступили.

ИА Красная Весна: Вы сказали, что тех, кого приняли в ФЦ «Москва» из Ваших коллег, уже должны были уволить. У них был изначально срочный трудовой договор?

Владимир Девятов: Да, срочные контракты до 29 декабря 2022 года.

Изображение: https://www.moscowfc.ru/about/
ФЦ «Москва»

ИА Красная Весна: И их не будут продлевать? Людям предлагали какие-то варианты дальнейшего трудоустройства?

Владимир Девятов: Той, маленькой части сотрудников, которая доработала до 29 декабря вручили уведомления, что их увольняют и предложения прийти на работу 9 января. С остальными разговора вообще не было. Но это никак не решит проблему. Главное, что пригодные для работы Школы помещений у ФЦ отсутствуют

ИА Красная Весна: Выходили на руководство Департамента культуры Москвы?

Владимир Девятов: Конечно. Я встречался с руководством ФЦ «Москва», несколько раз встречался с заместителями руководителя Департамента культуры. Приходил к ним с предложениями о том, как организовать работу в этой ситуации. Чтобы найти компромиссное решение и чтобы не пришлось обращаться в суд в этим заявлением. Но никаких ответных действий не последовало.

ИА Красная Весна: Непосредственно к Кибовскому (руководитель Департамента культуры Москвы — прим. ИА Красная Весна) обращались?

Владимир Девятов: Буквально 30 декабря с ним разговаривал. Он сказал, что вопрос будут решать. А вообще, я ему писал еще когда только вышел его приказ о слиянии нас с ФЦ «Москва». Написал я ему тогда официальное письмо с просьбой встретиться со мной и переговорить на эту тему, отправил его через систему электронного документооборота. Ведь в чем состоит проблема этого слияния. ФЦ «Москва» — это театр. Руководитель его, Сережа Нечаенко, — театральный продюсер. Естественно, работу в учреждении он строит, как положено в театре. А мы — образовательно-концертная организация. Мы организуем себе гастроли и учим детей. И это две абсолютно разные системы. Сереже Нечаенко дали то, с чем он не знал как работать. И ему ведь тоже обещали дать дополнительные помещения под эти новые функции, которые раньше выполняли мы.

Изображение: Сергей Орлов © ИА Красная Весна
Никулинский суд Москвы

ИА Красная Весна: То есть руководитель ФЦ «Москва» тоже стал фактически жертвой этого слияния?

Владимир Девятов: Скажем так — я бы на его месте отказался от этого слияния, так как наша деятельность — не его профиль. А ему, видимо, наобещали помещения выделить и помочь специалистами. Но он новые помещения не получил, а наших специалистов уволил. Мне, честно говоря, его просто жаль. Ведь система реорганизации путем соединения предполагает предварительное экспертное заключение специалистов. А Депкульт этого не сделал. Эксперты бы сделали заключение, что нецелесообразно это объединение. То, чем занимается Сережа Нечаенко и ФЦ «Москва» — это в основном массовая культура. У них главная доходная составляющая — это мюзиклы. Мюзиклы — не фольклор. Ситуацию следовало проанализировать до реорганизации. Департамент же сделал по-другому.

ИА Красная Весна: Когда Вы узнали о реорганизации?

Владимир Девятов: Нас вызвали 29 декабря прошлого 2021 года и сказали «Принимайте решение — вы идете в ФЦ „Москва“ или в муниципалитет?» Я подумал: «Лучше в ФЦ. По крайней мере, я знаю этот центр и прекрасно знаю того, кто его создал». Это Люда Рюмина (ГБУК «Фольклорный Центр „Москва“ до 2021 года — Фольклорный Центр под руководством Л. Рюминой в Филях— прим. ИА Красная Весна)», мы с ней учились в Гнесинке. В 2017 году она умерла. Странно, что ФЦ не оставил ее имени в названии.

Так вот, Сереже надо было заниматься своим делом — театральными делами, в чем он «сечет», а не фольклором. А фольклор — это мое, я 40 лет занимаюсь народной музыкой, закончил академию имени Гнесиных как «исполнитель народной песни», в этом году я защитил диссертацию, которой занимался восемь лет, на тему «Русская народная песня в современных социокультурных условиях». У меня просто опыта в этом много больше, чем у Сережи Нечаенко. С его точки зрения, можно взять и расформировать концертный отдел.

Задаем ему вопрос: «А кто гастроли будет делать?». Отвечает: «Будет делать худрук этого гастролирующего подразделения». Но гастролями должен заниматься специалист по организации гастролей, а не администратор или худрук или главный балетмейстер. Потому что это специфика. Мы (Центр русской культуры и искусства под управлением Владимира Девятова — прим. ИА Красная Весна) давали 48 концертов в год. А за эти полгода, что Центр закрыт, мой коллектив дал один бесплатный концерт. Вот и вся история. Это пример того, как не надо делать — объединять необъединяемое.

ИА Красная Весна: Если отвлечься от обсуждаемой ситуации, можете рассказать, каково положение с русской народной музыкой сейчас в нашей стране?

Владимир Девятов: Нас массовая культура поддавливает. Первое, я могу Вам просто цифры дать — из 3,5 тысячи радиостанций России, имеющих лицензии на радиовещание, только одна радиостанция вещает русскую традиционную песню. Это в Краснодаре, станция «Казак FM». Остальные 3 499 радиостанций считают, что такая музыка — это «неформат». Кстати, на Северном Кавказе целых семь радиостанций вещают их национальную музыку.

Второе, в целом по всем регионам возьмите общеобразовательный пласт — в русскоязычных школах народную песню, согласно ФГОС, можно давать в 1-2 классах по желанию учителя музыки. В республиках Кавказа, в Татарии — совсем по-другому — национальную музыку дают с первого до последнего класса, то есть дети там знакомятся с народными традициями не только дома, но и в школе, на республиканском радио эту музыку слышат.

У нас на всех двадцати телевизионных каналах, о которых Путин сказал, что они должны быть в каждом доме, лишь 2% эфира посвящены традиционной культуре. А, к примеру, сериалы занимают 12-14% эфирного времени. У нас нет вообще ни одного телеканала, который бы в системе был посвящен традиционной культуре. Да, у нас есть канал «Культура». Но их сфера — классическая, элитарная культура. Конечно, у них бывают выступления крупных государственных коллективов уровня Кубанского казачьего хора, но это — исключения. Также, возвращаясь к радиовещанию, есть радиостанции «Орфей» и «Культура», где национальной культуры нет.

А на том же либеральном Западе — по-другому. Возьмите Европейский вещательный союз. У них есть целый департамент фольклора. Они собирают это, записывают, выпускают, обмениваются между странами Европы. Кстати, в этот союз входили «Первый канал» и ВГТРК (членство приостановлено с 2022 года — прим. ИА Красная Весна). У нас ведь есть опыт — в свое время и в Останкино было специальное подразделение, редакция народного творчества, которое имело эфирное время и специалистов в сфере фольклора.

То, что сейчас делает Андрей Малахов на телевидении — это хорошо, но это носит развлекательный характер, а должно носить воспитательно-духовный характер. Задача его программы — показать жизнь простого народа, как он поет. Это хорошая задача, но молодежь на это не клюнет. Обратите внимание, наша молодежь в «Тик-Ток» танцует под украинские песни. Потому, что работа в нужном направлении с теми же блогерами не ведется, хотя это элементарно. Например, объявите конкурс «Лучший фолк-блогер», дайте им денег 200–500 тысяч рублей и они в том же «Тик-Ток» это дело проведут.

Изображение: vk.com/public173362324
Коллектив Центра В.Девятова на съемках программы «Привет, Андрей!»

ИА Красная Весна: Надо сделать фольклорную музыку модной?

Владимир Девятов: Модной, стильной, молодежной… Вы знаете, сколько людей до 19 лет участвуют в фольклорных делах в России? Всего 1,5%.

ИА Красная Весна: Какие-то есть планы, наработки для того, чтобы исправить эту ситуацию с низким уровнем участия детей и молодежи в развитии народной музыкальной культуры?

Владимир Девятов: Вот как раз сейчас мне поручено возглавить пилотный проект в Московской области по внедрению традиционной культуры в массы, в первую очередь среди школьников. Это будет недорогой проект. Начнем с Одинцовского городского округа, а потом, когда наберем статистику за год, масштабируем на всю область. 14 декабря в каждой школе Подмосковья был проведен урок русской народной песни. Мы разработали методичку для учителей.

В 17-й школе Одинцово урок проводил я сам. Сидели там три пятых класса. Я спросил, кто знает хотя бы одно название народной песни. Руки подняли 10% присутствующих, при этом хоть один куплет спеть смогло 3%, и из них большинство вспомнили «Катюшу», у которой есть конкретные авторы. С собой на этот урок я привез детский коллектив народной песни, который выступил перед этими тремя классами. Вы бы видели, с какими горящими глазами эти пятиклассники встретили выступление! Суть в том, что дети должны выступать перед детьми. Коллективы из детских музыкальных школ, которые занимаются традиционной культурой, надо чаще приглашать в общеобразовательные школы, выступать перед такими же детьми.

ИА Красная Весна: Огромное спасибо, Владимир Сергеевич, за интересное и содержательное интервью. Хотим пожелать возобновления деятельности Центра русской культуры и Детской народно-певческой школы под Вашим руководством, а также успехов в Ваших новых нужных проектах.

Сергей Орлов

ИА Красная Весна