Народ и Церковь до революции

В связи с начавшимися после провокации телеканала «Спас» дискуссиями, хотим напомнить некоторые исторические факты. Потому что из дискуссий совершенно очевидно, что многие граждане не понимают контекста событий 120-летней давности и живут сказочно-сусальными представлениями о положении крестьян в Российской Империи и отношении священства к ним и их к священникам.

Вот исторический документ, корреспонденция в адрес князя Вячеслава Николаевича Тенишева, крупного этнографа. Князь собирал материалы в областях центральной России в конце XIX — начале XX века, чувствуя подъем революционных настроений и ища способ не допустить катастрофы для государства.

Выдержка из одного из таких свидетельств:

«Есть поговорка у крестьян: если поп попадёт навстречу, то не ходи, а воротись назад — ничего доброго не будет в предприятии. Почему? Поп с живого и мёртвого дерёт кожу».

Корреспондент приводит конкретные факты, тарифы священников:

«Если крестьянину надо отслужить на дому молебен святым иконам, Спасителю, Божьей матери, Святому Николаю Чудотворцу, пророку Илие, великомученику Георгию Победоносцу, должен крестьянин привести священника с причтом, после молебна угостить хорошо и отдать за требу деньги — 3 руб. и отвезти назад на двух парах [лошадей], а также назад унести иконы в церковь. Это всё стоит крестьянину 10 и 15 рублей. А если вздумает крестьянин отслужить на дому всенощную Святителю Николаю с Акафистом — 2 руб. Если девицу выдают замуж, за сведения о метрике — 2 руб. и конец полотна. Если денег нет, то и дело не совершается».

После революции и отделения Церкви от государства было запрещено требовать от граждан обязательные взносы, допускались только добровольные пожертвования в адрес Церкви. Можно себе представить, как изменилась жизнь некоторых священников и какую обиду они могли затаить.

Сейчас об этом мало говорится, а без знания контекста картина представляется, мягко говоря, неполной. С учётом же этого контекста становится понятным многое из того, что сейчас подают под видом «гонений на Церковь».

Хотим обратить внимание, что как тогда, так и сейчас священники были очень разными людьми. Те, кто был с народом, жили, как правило, небогато, но зато после революции прихожане не бросили таких священников и такие храмы. И эти храмы были открыты всё время существования СССР.