Юрий Соломин изложил свое видение проблем воспитания больше 10 лет назад, в 2014 году, в интервью:
«Душу формируют и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-м. Зима, война... Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка.
После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина - личного! Открывалась дверь - и дежурный вносил противень, на котором лежали пирожки.
С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете! Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось - воспитание! Это называлось - забота! Забота о следующем поколении.
С этого начинается воспитание любви к Родине - когда ты чувствуешь заботу Родины о себе. А сейчас я слушаю все эти рассуждения - платное образование, элитные школы…
Я вообще не понимаю, что это такое - элитные ученики. Что такое элитные собаки или лошади - понимаю. А элитных людей не знаю - знаю образованных. Интеллигентных знаю.
Попытка заместить один класс другим - интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, - рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили.
Островский в своё время сказал: «Без театра нет нации». Перефразируя его, скажу: без культуры нет нации. А у нас пока детей натаскивали на тесты, они разучились письменно формулировать мысли.
То есть разучились анализировать, размышлять! Сегодня надо вернуть экзамены в том виде, в каком они испокон веков существовали в нашей школе. У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?»
Тебя пошлют… куда подальше. И что возле Красной площади памятник стоит маршалу Жукову, они тоже не знают. Гадают, что это за генерал такой может быть… Когда свою собственную историю мы начинаем забывать, мы получаем то, что имеем сегодня».
Просто реализовав сказанное великим советским русским актером, можно уже существенно улучшить ситуацию. Но все эти годы разрушалось именно то, что нужно для такого подхода: национальный учительский корпус, учительский авторитет, воспитательная функция школы.
А самое главное: полным ходом идет элитизация школ, которая неизбежно разрушает единство народа, рождает чувство глубокой несправедливости по отношению к тем, кого не отнесли к «элите».
Слова Соломина — свидетельство того, что это делается не по недомыслию, а целенаправленно, с конкретным умыслом, безусловно, злым.