8 марта в России – при чем здесь феминизм?


Зинаида Серебрякова «Жатва»

В последние годы наблюдаю настойчивые попытки объявить 8 марта неправильным праздником. Дескать, женщины, которые боролись за свои права в XIX и начале XX века были феминистками. Подобная аргументация кажется мне более чем странной: девочки, женщины, бабушки, которых в СССР, а потом и в России поздравляли с 8 марта, уж точно никакими феминистками не были. Современные российские феминистки, когда их поздравляют с женским днем, реагируют на эти поздравления так, будто это оскорбление.

Безусловно, праздник 8 марта исторически связан с женскими движениями. Но что это были за движения? Движения работниц, которые боролись с социальной несправедливостью ради куска хлеба для своей семьи, или движения социально обеспеченных скучающих женщин, которым хотелось равноправия? Согласитесь, между тем и другим есть существенная разница.

Несколько лет назад я изучал биографии русских революционеров, среди них была биография Александры Михайловны Коллонтай.  Александра Михайловна является автором многих статей, посвященных женскому вопросу. Одна из ее статей, опубликованная в феврале 1913 года, так и называется «Женский день».  В этой статье Коллонтай рассказывает о женском рабочем движении в разных странах. Она указывает, что движение за женские права неоднородно. Внутри него она выделяет два направления: буржуазное движение «феминисток-равноправок» и социалистическое движение работниц.  В чем заключается разница между теми и другими?

Коллонтай А.М.: «Чего добиваются феминистки? Тех преимуществ, той власти, тех прав в капиталистическом обществе, какими сейчас обладают их мужья, отцы и братья.

Чего добиваются работницы? Уничтожения всяких преимуществ по рождению или богатству. Работнице все равно, кому дана эта власть «хозяина»: мужчине ли, женщине ли. Вместе со всем своим классом может она облегчить свое положение труженицы.

Феминистки требуют равноправия всегда и повсюду. Работницы отвечают им: мы требуем прав для каждого гражданина и гражданки, но мы не позволим забыть, что мы не только работницы и гражданки, мы — матери! И как матери, как женщины — носительницы будущего, мы тре­буем особой заботы о себе и о детях наших, особой защиты со стороны государства и общества».

На первый взгляд может показаться, что не так велика разница между «работницей» и «равноправкой», если та и другая борется за одни и те же гражданские права: справедливая оплата труда, равный доступ к образованию, возможность голосовать и т.д.  На самом деле, между той и другой есть существенная разница по ряду принципиальных вопросов.

Во-первых, «феминистка-равноправка» предъявляет свои претензии мужчинам, т.е. конфликт идет на уровне полов: женщины против мужчин. «Работница» предъявляет претензии к несправедливой социальной системе. Государство устанавливает правила, дающие возможность унижать эксплуатировать людей: мужчин, женщин, детей. Работающая женщина оказывается одной из самых угнетенных и социально незащищенных частей общества. Но «работница» не противопоставляет себя мужчине. Напротив, она объединяется с сознательным мужчиной для борьбы за изменение существующей несправедливой системы.

Во-вторых, «работница», в отличие от «равноправки», требует не просто одинаковых прав, но где-то даже и больших прав, вызванных особой ролью женщины – материнством.

К кому ближе современное феминистское движение – к «работнице» или «равноправке»? Конечно к «равноправке»! Нынешние феминистски работают с установкой на конфронтацию с мужчинами. Установка «работницы» на сотрудничество будет отвергнута современной феминисткой, также, как и требование о проявлении особой заботы к женщине-матери.  Какая «особая забота»? Проявление заботы даже на уровне обычной вежливости – пропустить женщину вперед, уступить ей место в транспорте – воспринимается феминисткой, как оскорбление: «мужчина намекает на неравенство полов!»

«Работницы» и «равноправки» отличались даже по принадлежности к разным политическим партиям: первым были близки социал-демократы, вторые тяготели к партии «кадетов». В 1908 году, когда в Петрограде состоялся Первый всероссийский женский съезд, «работницы»  проводили на нем свою линию, а «равноправки» свою. Окончательную точку в этом противостоянии поставила Октябрьская революция 1917 года. Политические лидеры «работниц» вошли в большевистское правительство, а феминистские организации были запрещены и закрыты.  

Хочу отметить, что «работницы» добились своего. Женщины в СССР получили равные с мужчинами права, и добились заботливого отношения к материнству. Они достигли поставленной цели, но не благодаря конфронтации с представителями другого пола, а благодаря сотрудничеству! Принцип сотрудничества мужчины и женщины может быть выражен словами: «давайте сделаем так, как будет лучше для всех».  И вот это самое «для всех» отличает «здоровый» феминизм от «нездорового».

Читать также: Психолог: большевики нашли новые духовные основания для укрепления семьи

Решение отмечать международный женский день 8 марта было принято 27 августа 1910 года на Второй Международной социалистической женской конференции. Этот праздник имеет отношение к женским организациям работниц, а не «равноправок».  Ничего общего с современным феминизмом он не имеет.

Сергей Трубников, РВС

Источник фото