Я человек хотя и крещеный, но не воцерковленный, поэтому могу лишь ссылаться на неоднократно услышанное утверждение, что дьявол, соблазняя человека, обязан в итоге показать свое подлинное лицо – таковы, мол, правила игры.
С этой точки зрения знаменитое выражение бывшего министра образования Фурсенко о том, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других», настолько откровенно в своем пренебрежении к «подведомственному материалу», настолько цинично, что поневоле начинаешь думать, что вот они, маски сброшены. Тем более не один Фурсенко резал такую правду-матку в глаза, навскидку вспоминается еще и Герман Греф, заявивший о том, что советское образование, мол, давало учащимся массу ненужных знаний.
То есть то, что академику Арнольду его западные коллеги откровенно объяснили в дружеском разговоре, как допущенному в их круг, фурсенки громогласно объявляют всему городу и миру. Напомню, что же именно узнал Владимир Игоревич: «Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и прежде всего доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые вдобавок мешают им манипулировать населением как лишенным интеллекта стадом»).
Поставленная в эти жесткие концептуально-организационные рамки российская система образования стала год за годом выпускать в мир «квалифицированных потребителей, не отягощенных лишними знаниями». А поскольку костяк преподавательского состава все еще помнит советские времена, то мог не понаслышке сравнивать уровень образования выпускника советского и российского. Тем не менее очажки сопротивления, попытки дать детям и подросткам больше знаний, чем им предписано по существующим программам, еще остаются. С одним таким очажком я и хочу вас познакомить.
Владимирский областной колледж культуры и искусства среди прочих получает стенгазету «Шаги истории», издаваемую общественным движением "Суть времени" и рекомендованную для распространения общественным движением "Родительское Всероссийское Сопротивление". Но коллектив колледжа решил выжать из нее больше, чем просто дополнительный иллюстративно-учебный материал. По материалам «ШИ» стали регулярно проводиться исторические викторины, с положением о которых можно ознакомиться на сайте колледжа. Идея проста – поощрять студентов в свое свободное время не просто читать, а учить, запоминать материалы статей газеты, проходить отборочный тур за туром, и, наконец, участвовать в финале с призами.
В жюри первой такой викторины я не смог участвовать, зато как участник РВС смог воспользоваться таким приглашением в этом году и не пожалел. 21 мая проходил финал, в который вышли всего две команды, преодолевшие барьер в 45 баллов на предварительных заданиях: «Этносфера» и "Думаем".
За спинами участниц команды "Этносфера" завуч по учебно-воспитательной работе Савосько Светлана Евгеньевна.
В финале конкурсантам предлагалось три блока по 10 вопросов из общей истории нашей страны, из истории Великой Отечественной войны и из истории культуры (профильный, так сказать, блок). Правильный ответ давал один балл, частичный ответ приносил еще полбалла.
Победителем с 18 баллами из 30 стала команда «Этносфера», «Думаем» набрали 16,5. Немногим более половины правильных ответов наводят на определенные размышления, при том, что вопросы сопровождались еще и определенными визуальными подсказками. Например, надо было назвать реку, в среднем течении которой проходил большой отрезок Восточного вала, возведенного нацистами для «защиты от большевизма». Битва за реку завершилась победой Красной Армии 23 декабря 1943 года. И фотография внизу текста вопроса с табличкой «Даешь Киев».
То есть вопрос можно вытянуть не столько на знаниях, сколько на сообразительности. Одна команда в качестве ответа называет реку Рейн. До которой мы и в 45-м не дошли, братались с американцами на Эльбе.
Или вопрос насчет другой битвы, можно сказать, одной из ключевых, на которой должна базироваться самоидентификация русского человека – Куликовской битвы, развеявшей, словами телекомментатора Николая Озерова, миф о непобедимости татаро-монгольского воинства. В качестве подсказки составитель вопросов сказал, что поле битвы носит птичье название. Птица? Значит, битва на Калке. Галка, наверное, сбила с панталыку.
У меня и в мыслях нет смеяться над конкурсантами. Это наша сегодняшняя реальность, что дана нам в столь болезненных ощущениях. И то, что лучшие из лучших считают, что Александр Невский разбил на льду шведов-крестоносцев, а "Большая тройка" Сталин-Рузвельт-Черчилль собиралась в 1958 году, это набат, который должен разбудить общество. В этом плане больше всего мне понравилась идея придать викторине городской или областной статус. Должно стать престижным знать свою историю. Быть невежей по лекалам Фурсенко-Грефа должно стать постыдным. А педагогическому коллективу колледжа лично от нас низкий поклон.
В принципе, отрывочность знаний сама по себе еще и не столь печальна, если правильно построена, пусть и пунктиром, общая картина мира. Иначе можно напихать в голову разрозненных фактов и получить мозаичную картину мира, в которой сам черт не разберется. Например, можно несколькими движениями карандаша схватить не просто портретный облик человека, но и выразить его характер. А можно не пожалеть краски и получить на выходе работу от самого Пикассо, на которой и мать родная не узнает того, кто позировал великому мастеру. В том числе и в этом принципиальная разница на Западе между образованием элитарным и образованием для «кухаркиных детей». Для одних — целостная картина мира, для других — мусор из несвязанных фактов.
Насчет вдалбливаемой европейцам "правильной" картины мира, очередной, но уже не оригинальный сюжет недавно предложила наша соратница из Австрии Яна Сиденко.
Проезжая австрийскую деревеньку под названием Маутхаузен, замечаешь ухоженные домики, просторные палисадники, спокойную беззаботную жизнь и одновременно чувствуешь где-то на уровне подсознания, что это — прóклятое место. От одной мысли о том, как такие же мирные и улыбчивые жители спокойно жили рядом с одним из самых страшных концлагерей Третьего рейха пробивает холодный пот. В феврале 1945 года эти мирные и улыбчивые жители дружно взялись за оружие, чтобы принять участие в так называемой «Мюльфиртельской охоте на зайцев». Они азартно преследовали и зверски убили около 410 советских военнопленных, бежавших всего за несколько месяцев до Победы из концлагеря Маутхаузен.
Личные впечатления, дополняющие результаты соцопросов вроде того, где немцы и французы считают, что главный вклад в победу над гитлеровской Германией внесли США, а англичане, соответственно, считают, что победили Гитлера они, храбрые воины Туманного Альбиона.
А эти дикие славяне все испортили, и кто вообще только пустил их в благородное общество? Так что, не помнит мир спасенный Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой как освободителей Европы. И если у наших детей будет правильная базовая картина мира, – что они граждане великой страны с богатой и славной историей, что они наследники великой Победы, то на эти правильные кости мы сообща нарастим правильное мясо.
А напоследок порекомендую студентам колледжа посмотреть советский фильм «Тегеран-43». Там в сюжетную канву встречи Большой тройки включена и любовная история, в фильме снимается французский актер Ален Делон, песню «Вечная любовь» исполняет также не нуждающийся в представлениях Шарль Азнавур.
Есть надежда, что в наших кинотеатрах будут идти не только фильмы «Троя» или «300 спартанцев». Недавно попавшая мне на глаза новость о том, что к следующему 9 мая должен быть снят фильм «Собибор» внушает определенные надежды. Если он про восстание в нацистском лагере смерти, совершенное нашими военнопленными под руководством Александра Печерского, то это правильный шаг, ибо не может общественность страны брать на себя функции государства. Всемерно помогать — – да, но качественное образование для наших детей – это общегосударственная задача, а не дело отдельных неравнодушных педагогов и озабоченных родителей.
Ведь история — это не просто набор дат и событий. За каждым таким событием стоит поучительная история. Я, как автор статьи в "ШИ" про восстание в Собиборе, помню, что главным для меня в том событии стало то, что наша группа военнопленных, перевезенная из Минска, решила, что будут готовить не побег для себя, а восстание для всех узников. Вот этот принцип коллективизма: "сам погибай, а товарища выручай", мораль, оплаченная кровью, пример возвышения человека над обстоятельствами и страхом смерти, — это главное, а даты можно и путать.
От организации "Родительское Всероссийское Сопротивление" обе команды получили по книге "Связь времен", изданной нашими соратниками из Севастопольской ячейки РВС. То есть возвращать наши пяди и крохи — дело государства, а уж с воспитанием новых граждан мы всегда поможем.
Вопросы зачитывает учитель истории Радченко Александр Олегович:
Еще примеры вопросов:
Члены жюри.
Владимир Анатольевич Рудаков из РВС в день конкурса в очередной раз стал дедом и прекрасно понимает, что, как ни радостно это событие само по себе, но это даже не полдела. Человеком рождаются И становятся. Завуч по учебно-методической работе Оздоева Татьяна Алексеевна не смогла умолчать еще и про грамматические ошибки в письменных ответах конкурсантов.
Часть болельщиков, уместившаяся в кадр. Все они приговорены современной системой образования к личностной деградации. Несогласные с этим фактически превращаются в антисистемный элемент. Как директор колледжа Одинокова Ольга Ивановна.
Награждение и напутственное слово:
Здесь запечатлены лица команды "Думаем", вручается подарок от севастопольцев:
Жизнь продолжается, и наша совместная деятельность противостояния регрессу тоже.
Потому что, перефразируя слова Верховного Главнокомандующего И.Сталина, фурсенки приходят и уходят.
А те, кто задает им курс, остаются.
Сергей Ражев, РВС