Изображение: seco.am
21 сентября Секретарь Совета безопасности Армен Григорян принял делегацию во главе с Генеральным Секретарем ОДКБ Станиславом Засьем
Закавказье — геополитически взрывной регион. Так сложилось исторически, но эту взрывчатость постоянно подпитывают извне. Причина известна — пожар раздувают, чтобы ослабить Россию, создать на ее южных границах постоянный очаг напряженности, превратить дружественные политические режимы во вражеские.
Неуклюжие попытки России примирить Азербайджан и Армению срываются внешними игроками, а также фактом нахождения у власти в Армении человека, давно присягнувшего Америке, а не своему народу. По всем признакам, готовится новая война, в которой Армения окончательно проиграет, превратившись в турецко-азербайджанскую колонию, а Россия потеряет сферу влияния, завоеванную около 200 лет назад.
================================
13 сентября на границе Армении и Азербайджана произошло самое масштабное обострение с момента окончания 44-дневной войны, в ходе которого с армянской стороны погибли 207, а со стороны Баку 80 человек.
Минобороны Армении сообщило, что ночью Баку начал обстрелы военных позиций и объектов гражданской инфраструктуры на территории Армении в районе Сотка, Вардениса, Гориса, Капана, Артаниша и Ишханасара. В минобороны Азербайджана в свою очередь заявили, что лишь отвечали на «широкомасштабную провокацию» ВС Армении.
Вечером 14 сентября было заключено перемирие, за это время, по данным Генштаба ВС Армении, азербайджанские подразделения в районе города Джермук продвинулись на 7,5 км вглубь армянской территории.
Хотя вечером 14 сентября боевые действия между Баку и Ереваном были прекращены при содействии России, но сфокусированность Москвы на украинской военной спецоперации и, как следствие, ослабленное внимание к Армении и Нагорному Карабаху, а также невнятная политика на этом направлении, начали поворачивать ситуацию в антироссийском ключе.
Сентябрьские события коснулись непосредственно территории Армении. Это сильно отличает нынешнюю ситуацию от войны двухлетней давности, так как у Еревана с Москвой и Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заключены союзнические соглашения о помощи в ситуации посягательства на территориальную целостность Армении.
Уже 13 сентября премьер-министр Армении Никол Пашинян обратился за помощью к России, США, Франции, Евросоюзу и Ирану. Кроме того, Ереван обратился в ОДКБ, ОБСЕ и Совет Безопасности ООН.
Реакция России и ОДКБ
16 сентября на полях саммита ШОС в Самарканде президент России Владимир Путин подтвердил, что конфликт не имеет отношения к Нагорному Карабаху, а развернулся совсем в другом месте, то есть подпадает под действие российско-армянского договора о дружбе и сотрудничестве, а также договора о коллективной безопасности. Путин отметил, что конфликт удалось локализовать в основном благодаря усилиям России.
После обращения Еревана ОДКБ отправила в Армению миссию. Уже на следующий день возглавляющий ее начальник Объединенного штаба организации Анатолий Сидоров заявил, что в ОДКБ не рассматривают варианта отправки военнослужащих блока в Армению.
20 сентября в Армению прибыл генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась. По информации армянских СМИ, премьер-министр Армении Никол Пашинян так и не принял его и 22 сентября улетел в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН, а Засю пришлось досрочно завершить свой визит.
Встречавшийся с Засем секретарь Совбеза Армении Армен Григорян заявил, что не рассчитывает на помощь организации. «Больше нет надежды на ОДКБ», — заявил он.
29 сентября премьер-министр Армении заявил, что союзники Армении не выполняют обязательства по поставкам оружия. «У нас есть случаи, когда уже уплачены сотни миллионов долларов за оружие, но обязательства по поставкам в отношении Армении не выполняются, в том числе со стороны стран-союзников. Это болезненная реальность, и мы должны ее проанализировать», — заявил Пашинян. На этом же заседании глава правительства призвал разместить на границе с Азербайджаном международных наблюдателей.
Хотя Пашинян явно не назвал союзника, которому адресовано сообщение, но с учетом того, что львиная доля оружейного импорта, который в 2022 году составил $725 млн, приходится на Москву, вероятнее всего, именно она была адресатом претензии.
Реакция США и стран Запада
13 сентября государственный секретарь США Энтони Блинкен фактически обвинил Россию в армяно-азербайджанском обострении. Он связал его с военной спецоперацией на Украине. «Нас всегда беспокоит, что Россия попытается каким-то образом подлить масла в огонь, чтобы отвлечь внимание от Украины», — заявил Блинкен.
15 сентября на заседании СБ ООН, созванного президентом Франции Эммануэлем Макроном, выступили представители России, США, Франции, Китая, Индии и других стран. Примечательно, что только Франция и Индия призвали Азербайджан к отводу войск с суверенной территории Армении, остальные представители стран сделали симметричные призывы к прекращению конфликта, адресованные обеим сторонам.
17 сентября с трехдневным визитом в Армению прибыла спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Она дала однозначную оценку последнему обострению. «Мы осуждаем от имени конгресса смертельные атаки Азербайджана против Армении», — заявила она.
Стоит отметить, что внешнюю политику США определяет не Конгресс, а президент и Госдепартамент, но в информационном пространстве заявление Пелоси вызвало гораздо больше симпатии в обществе, нежели нейтральные формулировки руководства России, которое связано своей посреднической функцией, и ОДКБ, куда входят родственные Азербайджану тюркоязычные Казахстан и Киргизия.
Сама Пелоси заявила в начале своего визита, что прибыла в Армению «не как посредник, а как друг».
США также «поманили» Армению возможными поставками оружия, но тут же выдвинули условия, при которых это оружие может быть поставлено. Член палаты представителей США Джеки Спейер, которая вместе с Пелоси прилетала в Ереван, заявила:
«Правительство США готово оказать военную поддержку Армении, но мы не можем предоставить Армении оружие, которое попадет в руки России. Поэтому у нас в каком-то смысле связаны руки. Надеюсь, что Армения также пойдет по пути Украины и «даст отпор России».
На фоне снижения внимания России к Закавказью США продолжили перетягивать на себя одеяло лидерства в переговорном процессе между Ереваном и Баку. 27 сентября в Белом доме прошла встреча секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна и советника президента Азербайджана по внешней политике Хикмета Гаджиева.
Позже, 29 сентября, Григорян заявил, что большую роль в прекращении огня в ходе последнего обострения сыграли два фактора: «…ответ армянской армии и участие американской стороны». Хотя сам Григорян встречался с генсеком ОДКБ, а перемирие было заключено при непосредственном участии России, об их роли в заявлении главы армянского Совбеза не сказано ни слова.
В ходе своего визита в США Григорян также посетил ЦРУ, глава которого Уильям Бернс прилетал в Армению в июле 2022 года.
Кроме вытеснения России из Армении, США имеют еще один непосредственный интерес в Закавказье. Это Иран, который крайне заинтересован в Армении как стране, которая является его естественным союзником в тюркском окружении. В ходе визита в Армению Нэнси Пелоси выступила в центре искусств Гафесчян на фоне картины с изображением Аварайрской битвы — сражения V века между армянским войском во главе с Варданом Мамиконяном и персидской армией Сасанидов.
Армянский эксперт-иранист Вардан Восканян отметил, что Тегеран внимательно следит за такими символическими сигналами, и выразил недоумение, зачем это было нужно армянским организаторам визита.
Позиция Ирана
Иран очень внимательно относится к армяно-азербайджанскому конфликту, так как это сильно влияет и на внутреннюю, и на внешнюю политику Тегерана. Требование Баку по предоставлению Арменией так называемого «Зангезурского коридора», который проходит вдоль всей армяно-иранской границы, вызывало неоднократную озабоченность в Тегеране.
14 сентября глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан в разговоре с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым заявил, что граница Армении и Ирана является историческим маршрутом коммуникации и «не должна подвергаться изменениям».
Позицию МИДа обострил начальник генштаба иранской армии Мохаммад Багери, который высказался уже обо всех границах государств в регионе. 22 сентября он заявил, что ВС Ирана «не допустят какой-либо нестабильности и изменений границ» и посоветовал «Армении и Азербайджану решить свои проблемы мирным путем». Военачальник подчеркнул, что Тегеран не развязывает конфликты и войны, но не отмалчивается, когда они начинаются.
Официальный представитель МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева в ответ заявила, что Иран 30 лет не реагировал на «оккупацию» Арменией 132 километров азербайджано-иранской границы. Она подчеркнула, что граница между Арменией и Азербайджаном является их внутренним делом: «Армяно-азербайджанские отношения, в том числе вопрос границ двух государств, должны решаться без постороннего вмешательства».
Реакция в самой Армении
После начала боевых действий сентября 2022 года представители радикальной оппозиции из Национально-демократического полюса обвинили Россию в том, что она так же, как и Турция, заинтересована в эскалации конфликта с Азербайджаном.
Добавим, для НДП такое заявление является типичным — они всегда выступали против сотрудничества Еревана с Россией и участия в ОДКБ. Однако отсутствие внятных действий Москвы по урегулированию отношений между Баку и Ереваном заставляет сомневаться в ее возможностях уже и традиционно пророссийских армянских политиков.
28 сентября Роберт Кочарян, один из лидеров оппозиционного политического блока «Армения», получившего на последних выборах почти треть мест в Национальном собрании страны, и личный друг президента России Владимира Путина, предложил включить Иран в новую архитектуру безопасности Армении. «Следует переоценить нашу архитектуру безопасности, следует трезво оценить, какие государства могут повлиять на Азербайджан и Турцию. Следует отметить, что рычаги влияния России и ОДКБ значительно уменьшились», — заявил экс-президент Армении.
Выводы
Российская военная спецоперация на Украине является катализатором процессов и в других регионах. Неудачи России на украинском фронте провоцируют наших внешнеполитических оппонентов «пробовать на зуб» авторитет Москвы в регионах, где она традиционно была сильна. А ослабление позиций там заставляет Москву так или иначе реагировать и снижает эффективность действий на украинском направлении. Ситуация напоминает 1943 год, когда Турция выжидала, и только победа в Сталинградской битве заставила Анкару воздержаться от вступления в войну против СССР.
Если Россия реально не умерит аппетиты Азербайджана, то «не мытьем, так катаньем» Азербайджан получит Зангезурский коридор, а затем и еще какие-то территории Армении. Проблема в том, что серьезное миротворческое вмешательство требует людей и военной техники, которых и так недостаточно. Вступать в еще одну войну, не имея для этого ресурсов, свободного прохода на территорию Армении (лишь воздушным путем), крайне нежелательно.
Но ведь война — не единственный инструмент в российском арсенале! Почему же так вяло используется дипломатия? Почему настолько замедленная реакция у ОДКБ (Станислав Зась прилетел в Ереван через неделю (!) после завершения конфликта)? Почему не задействуются финансово-экономические рычаги российского влияния на обе стороны, международные, наконец, спецслужбистские? Или их нет? У Армении и Азербайджана появилось стойкое ощущение, что Россия самоустранилась от решения ситуации в Закавказье — и именно это опаснее всего.
Денис Яковенчук