Головную боль можно лечить по-разному. Некоторые предлагают делать это с помощью гильотины. Вы, наверное, скажете, что это нечто из области черного юмора и что таких докторов на самом деле и не бывает. Я тоже так когда-то думал, однако российские ювенальщики именно так и предлагают ”лечить” семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС). То есть, попросту отбирать детей из таких семей. Нет человека, нет и проблемы. Так сказать, дешево и сердито.
Что сердито – это как раз понятно. А вот дешево ли? Детей отберут и передадут в приемную семью. А той нужно платить, по астраханским расценкам, 14 тысяч за ребенка в месяц. Вам слово “расценки” режет слух? Но, если есть так называемая “приемная семья” (или, как она раньше гораздо точнее называлась, «семейный детский дом»), значит, есть и расценки.
Поэтому, исходя даже из самой что ни на есть циничной выгоды, семьям в ТЖС лучше помогать, чем отбирать у них детей. И, слава богу, некоторые чиновники это понимают. А также понимают то, что негуманно отбирать детей под разного рода надуманными предлогами. Есть и хорошие чиновники. Хорошие и как люди, и как профессионалы.
Но прежде, чем о них написать, хотелось бы сказать, что в РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление), членом которого я являюсь, как-то чаще принято критиковать чиновников, вести борьбу с ними в судах. Само слово “сопротивление” как раз об этом и говорит. Не любят чиновники, когда им кто-то сопротивляется. Не раз приходилось видеть, как в буквальном смысле слова они вздрагивают, когда слышат “сопротивление”.
Начинаешь произносить: ”Родительское... Всероссийское…”, они даже расслабляются. А вот последнее слово ”сопротивление” производит на них примерно такой же эффект, какой производил “серпастый и молоткастый” советский паспорт на таможенника из стихотворения В.Маяковского.
”И вдруг, как будто ожогом, рот скривило господину.
Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину”.
Примерно так же подчас берут “краснокожее” удостоверение члена РВС. И слово “сопротивление” воспринимают как удар, который направлен именно на них. Однако когда мы наносим удар, мы ведем борьбу с негативными явлениями, с неким злом. А с конкретными чиновниками лишь постольку, поскольку они являются носителями этого зла. А если они делают что-то доброе, хорошее, то в этом их надо поддерживать. Тогда они могут стать примером для других чиновников. Тогда этим другим можно сказать: ”А вы, почему творите всякое непотребство, когда ваши же коллеги из другого города делают доброе дело? Значит доброе можно делать, оставаясь в рамках тех же самых законов”.
Впрочем, речь не о том, чтобы нахваливать чиновников и Министерство социального развития и труда в целом. Иначе мы превратились бы в обычных охранителей, каких пруд пруди и о каких всегда, рано или поздно, власть вытирает ноги. Просто после многочисленных выигранных судов, после собранных многих тысяч подписей против ювенальной юстиции, после других многочисленных фактов реального сопротивления, наверное, можно уже начать указывать на отдельные позитивные факты работы чиновников. Очень аккуратно и не скатываясь в охранительство.
Вот о таких позитивных примерах работы в социальной сфере мне и хотелось бы рассказать. Считаю, что в Астрахани минсоцтруд правильно работает с семьями, находящимися в ТЖС. Со слов чиновников этого министерства, работники центра ”Семья” (это одно из структурных подразделений Астраханского минсоцтруда) помогают проблемным семьям продуктами питания (обращаются к владельцам супермаркетов с просьбой о поддержке), консультациями психологов (когда в этом есть необходимость), договариваются с работодателями о трудоустройстве.
Конечно, мне могут возразить, что продукты эти они могут брать и для себя, в трудоустройстве помогли лишь раз за сто лет, а от психологов этих больше вреда, чем пользы. Действительно, Астраханское отделение РВС не может проверить работу Астраханского минсоцтруда. Мы общественная организация, а не контролирующий орган.
Однако кое-что мы все-таки можем. Мы, например, можем посмотреть на результат. И по результатам их работы определить, правду они говорят или лгут. ”По плодам их узнаете их”, – сказано в одной мудрой книге.
О плодах их деятельности можем узнать из ”Доклада уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области.” (статья М.Торбиной в газете «Волга» от 23.04.14). Вот что там написано: “...Благодаря принимаемым мерам за последние три года ситуация в сфере положения детей-сирот улучшилась, о чем говорят следующие цифры: на 20% уменьшилось число выявленных и учтенных детей; на 13% уменьшилось количество решений о лишении родительских прав; на 20% уменьшилось количество вновь выявленных неблагополучных семей, поставленных на учет органами социальной защиты”. То есть, меры приняли (какие - здесь не говорится, но, возможно, те, о которых я писал выше), и получили результат: уменьшилось количество решений о лишении родительских прав.
Также можно заглянуть на сайт “МК в Астрахани“, где в статье “Без семьи не может быть и счастья” от 8 сентября 2014 г. приведены слова Е.Лукьяненко, министра Астраханского минсоцтруда. В частности такие: “В 2010 году в регионе произошло реформирование системы органов опеки и попечительства… Нам удалось выстроить последовательную профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи. И сегодня можно отметить положительные итоги этой работы … число выявленных детей-сирот уменьшилось на 35%, количество граждан, лишенных родительских прав - на 50% и неблагополучных семей на - 25%. Это хороший результат”.
И действительно хороший! А с учетом ситуации в других регионах, так, может, даже и замечательный (вспоминаю, как показывал статью с сайта РВС “Полицмейстер пишет письмо городничему” о положении дел с ювенальной юстиции (ЮЮ) в других регионах руководителю одного из структурных подразделений Астраханского минсоцтруда, так та верить отказывалась, краснела и бледнела, и сама стала перечислять все нарушения законов, о которых там написано, еще не дочитав статью до конца). И как был достигнут этот хороший результат, тоже написано. “Произошло реформирование” - так пусть и в других регионах оно “произойдет”. Раз оно ”произошло” в Астрахани, значит, может “произойти” и в других регионах. “Нам удалось выстроить…”, - пишет она. Так пусть и другие ”выстраивают“.
“Можно отметить положительные итоги…” Еще как можно! Но почему другие таких итогов не имеют? Имели бы и по заслугам отмечали реальные достижения. А не имеют, потому что неправильно работают, применяя метод гильотины.
Я поддерживаю всех работников минсоцтруда, которые имеют положительный опыт. И одновременно и тем самым критикую всех тех, кто этого не делает, тем более тех, кто делает прямо противоположное. И считаю такую поддержку одной из форм сопротивления. Но хотелось бы подчеркнуть еще и следующее. То, что считаю очень и очень важным. Фактически уполномоченный(ая) по правам ребенка и министр регионального соцтруда говорят о критерии.
Да-да, ни много ни мало, как о критерии оценки деятельности минсоцтруда и уполномоченных по правам ребенка. И одним из критериев является (этот показатель там не единственный) снижение числа отобранных детей в семьях, находящихся в ТЖС.
Я не знаю, сами ли они его разработали, или это спущено сверху, но они его внедрили. Внедрили в Астрахани. Поэтому и называю его Астраханским критерием. Буду только рад, если он действует и в других регионах. Но совершенно очевидно, что он действует не везде. Иначе бы не было случаев отобрания детей под надуманными предлогами. Потому что те, кто таким образом отбирает детей, работает по каким-то другим критериям. И хотелось бы знать, что это за критерии? Пусть лучше переходят на Астраханский критерий.
Хочу добавить, что не только уполномоченный по правам ребенка и региональный министр, но и и. о. мэра Астрахани Ирина Егорова правильно действует в отношении семей в ТЖС. Вот какое предложение высказывала она на заседании городского совета ветеранов: ветераны “должны проводить беседы с гражданами, которые не справляются с родительскими обязанностями… такая мера уже хорошо зарекомендовала себя в районах области”.
Поскольку я сам делал доклад о ЮЮ на Совете ветеранов Ленинского района Астрахани, то прекрасно знаю, что ветераны на дух не переносят ЮЮ (как и подавляющее большинство российских граждан). Ветераны победили фашистскую гадину, будут громить и ювенальный фашизм. А РВС им поможет, расскажет ветеранам обо всех вывертах ЮЮ. Методом гильотины ветераны будут “лечить” ювенальщиков, как “лечили” в свое время фашистскую нечисть.
Все это особенно актуально именно сейчас. Потому что с 1 января 2015 года вступит в действие проювенальный, опасно двусмысленный закон - № 442 от 28 декабря 2014 года «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». И очень хотелось бы, чтобы этот двусмысленный закон правильно толковался, безо всяких ювенальных извращений. Чтобы работа с семьями в ТЖС велась по тем принципам, по каким она сейчас ведется в Астрахани. И чтобы критерием оценки эффективности этой работы служило уменьшение числа отобранных детей.
Я за Астраханский критерий.
От РВС. Мы не можем не поддержать позицию нашего активиста по отношению к добросовестно работающим госслужащим, однако важно понять, каким способом достигнуты те результаты, которые видны из официальной отчётности.
Говорит ли, например, снижение «выявления» о действительном уменьшении неблагополучия? Все ли дети, чьи родители не лишены прав, находятся дома с родителями, а не в реабилитационных центрах?
Именно поэтому РВС наметило провести в местной ОП Астрахани круглый стол по обсуждению Закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и поправок к нему. Очень хотелось бы надеяться, что там действительно есть опыт ненавязчивой помощи семье, который мы будем с радостью распространять.
Но сам по себе поднятый Евгением вопрос – о критериях оценки работы социальных ведомств – чрезвычайно важен. Вероятно, одного «Астраханского критерия» мало и нужна комплексная система показателей – этот вопрос требует вдумчивого обсуждения общественностью, и тоже будет вынесен на круглый стол.
Видеоматериалы с круглого стола в Астрахани будут представлены на Форуме в Общественной палате РФ, где смогут быть полезными при обсуждении не только Закона о соц.обслуживании, но и семейного законодательства в целом.
Лазарев Евгений, РВС.